11 декабря 2018 00:33
фото: иван куртов

Заслон для рисков

Контроль за состоянием деповского оборудования организовали в режиме онлайн

На сети идёт активное освоение и тиражирование программы «АСУ-депо», несколько лет назад разработанной в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Балтийский (ТЧ-15). Теперь она позволяет мониторить не только ремонт и техобслуживание подвижного состава, но и состояние устройств инфраструктурной составляющей предприятий.
В ТЧ-15 программу, которая значительно снижает риски, связанные с выходом из строя оборудования, задействованного в выполнении ремонта электропоездов, постоянно развивают и обновляют.

– В начале 2017 года по модели работы с подвижным составом мы сформировали требования для работы с инфраструктурной составляющей предприятия, – рассказывает начальник депо Санкт-Петербург-Балтийский Тимур Кунин. – Система техосмотра и планового ремонта деповского оборудования функционирует у нас стабильно. Но исходя из современных реалий, таких как увеличение объёма ремонта к проектной мощности предприятия и фактора старения оборудования, мы решили воспользоваться процедурой управления рисками (риск-менеджмент). Она важна не только в процессе обслуживания и ремонта подвижного состава, но и в инфраструктурной составляющей. Взаимодействие с инфраструктурой имеет такие же значимые критичные риски – как в части простоя оборудования, так и в части своевременного и качественного обслуживания. Поэтому мы сформировали рабочую группу и отработали все эти вопросы.

Основным шагом стало создание в рамках программы «АСУ-депо» и занесение в базу данных перечня, характеристик и параметров оборудования, задействованного в ремонте подвижного состава – станков, испытательных станций, средств диагностики и неразрушающего контроля, тепловых узлов, устройств освещения. Появилась ясная картина, отражающая весь процесс планирования и обслуживания оборудования, его состояние и отнесение соответствующих расходов.

– В режиме онлайн мы наблюдаем факт выполнения того или иного вида работ, – поясняет Тимур Кунин, – До использования «АСУ-депо» мы осуществляли ремонт и техобслуживание, но подтверждающих документов (кроме наряда по итогам работы за месяц) не имели. Теперь мы каждый день проводим анализ исходя из расходов материалов и запасных частей и чётко контролируем процесс осмотра и ремонта инфраструктурного оборудования. Огромный плюс системы мониторинга деповской инфраструктуры заключается в том, что фактически любой работник предприятия, имеющий доступ к работе в данной программе, в случае выявления того или иного несоответствия заносит замечание в базу данных «АСУ-депо». То есть главный механик, старший мастер, главный инженер или начальник депо в режиме реального времени контролирует всё, что происходит с оборудованием. А схема работы та же, что и с подвижным составом.

Внедрять систему мониторинга деповской инфраструктуры изначально решили по причине системной нехватки финансирования на модернизацию и ремонт оборудования. Фактические затраты минимальны, однако нужно учитывать, что в базовом депо от инфраструктурной составляющей зависит соблюдение графика ремонта электропоездов. Предварительно проанализировали работу оборудования, определили первостепенные зоны риска исходя из его видов и значимости. Риск-менеджмент применили к инфраструктуре также исходя из возрастных критериев оборудования, поскольку значительная часть станочного парка функционирует больше десяти лет. Руководители депо понимали, что с учётом работы в условиях ограниченных ресурсов плотный контроль за состоянием инфраструктуры жизненно необходим.

– Существуют основополагающие факторы эффективности мониторинга деповской инфраструктуры, первый – исключение стихийных моментов выхода из строя оборудования, второй – прозрачность информации, – включается в разговор главный инженер депо Андрей Андрейченко. – Сейчас каждый сотрудник может ознакомиться с данными о конкретных работах и получить подтверждение того или иного техосмотра или ремонта. Мы видим весь цикл от момента планирования до момента выполнения работ – производились ли определённые действия, какие материалы применялись и какого качества. Некоторых пугает открытость программы. Но «АСУ-депо» – это не та система, которая ищет виновного. Она даёт возможность понять, на каком этапе и в какой цепочке при организации того или иного процесса есть слабое звено. Задача – найти это звено и в части управления рисками основательно над ним поработать.

К тиражированию «АСУ-депо» на сеть приступили по инициативе директора по пассажирским перевозкам ОАО «РЖД» Дмитрия Пегова, который лично стоял у истоков её создания. Две группы с полигонов других дорог, сформированные Центральной дирекцией моторвагонного подвижного состава, уже прошли в этом году обучение в Санкт-Петербург-Балтийском депо.

Всего же семь региональных дирекций моторвагонного подвижного состава установили программный продукт ТЧ-15. В частности, активно продвигается в этом направлении Северо-Кавказская железная дорога. Дирекции обрабатывают данные – это около трёх миллионов позиций. Нужно занести в базу всё оборудование, каждый тяговый двигатель, каждый компрессор, в общем, фактически каждый элемент подвижного состава. В нынешнем году намечено провести работу во всех дирекциях моторвагонного подвижного состава РЖД. И ТЧ-15 продолжит помогать коллегам запускать и осваивать свою программу.

Целей у программы несколько. Первая – вовлечение персонала в процесс на всех этапах ремонта и обслуживания подвижного состава. Вторая – корректное отнесение расходов по видам ремонта и учёт использования материалов. Третья – работа онлайн с фиксацией всех касающихся ремонта шагов. А самая важная, конечно же, – обеспечение надлежащего качества ремонта подвижного состава.

– Объединяя задачи действующей «АСУ-депо» и встроенных нами в неё элементов мониторинга деповской инфраструктуры мы получили весьма актуальный результат – управляемость процессом, – говорит Тимур Кунин. – На этом – точка. Что касается ближайших перспектив, то в следующем году планируется внедрить элемент системы управления метрологическим обеспечением. Это очень большой объём информации. Сейчас готовим техническое задание, затем примемся апробировать и тоже с перспективой тиражирования на сеть. Но это уже новая история.

Полина Ерофеева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31