19 сентября 2018 15:00
фото: архив ОЖД

ЧП на переезде

Несмотря на инструктажи и опыт, в случае нештатных ситуаций работники оказываются к ним не готовы

Всего три дорожно-транспортных происшествия, по данным службы пути Октябрьской дирекции инфраструктуры, зафиксировано на железнодорожных переездах ОЖД за два первых месяца 2018 года. Это меньше аналогичного показателя января – февраля 2017-го более чем в два раза. Оптимистичные цифры должны бы радовать, если бы не следствия…
Самое нашумевшее ДТП начала года случилось 17 февраля на охраняемом железнодорожном переезде 56 км Выборгского направления: скоростной электропоезд «Ласточка» столкнулся с туристическим автобусом. При этом был тяжело травмирован водитель, который вёз сотрудников АО «Кировский завод» на горнолыжный курорт Пухтолова гора. Дело было так. Со слов пассажиров и управлявшего транспортным средством Александра Игнатьева, автобус въехал на переезд 56 км под разрешающий зелёный сигнал светофора, однако сразу после этого начали опус­каться шлагбаумы, подниматься устройства заграждения. И в довершение на заднюю часть автобуса обрушилась труба противотаранного устройства. Транспортное средство оказалось запертым на рельсах.

К счастью, водитель, имеющий более 40 лет стажа, не растерялся, сместился, насколько это было возможно, подальше от железнодорожного пути, и скомандовал «Всем на выход!» и обеспечил отход пассажиров в безопасное место до прохода «Ласточки». Таким образом, Александр Игнатьев сумел спасти полтора десятка человек от гибели. Сам, к сожалению, замешкался, вероятно, до последнего надеялся спасти и автобус, но огромный MAN было невозможно полностью вывести из габарита пути. Машинист «Ласточки», вылетев из кривой и увидев препятствие за 700 метров, естественно, применил экстренное торможение, но столь короткого расстояния не хватило для смягчения столкновения. Удар по автобусу оказался такой силы, что он вылетел на здание дежурного по переезду и частично его разрушил. Водитель оказался в зоне движения своего транспортного средства и получил тяжёлые травмы.

Интересно, что ответственные лица, занимающие разные должности на железной дороге, расставляли разные акценты в этой драматической истории (не трагической, слава Богу: Александр Игнатьев был вовремя доставлен в больницу, про­оперирован и в настоящее время находится в удовлетворительном состоянии). «Да нужно было ему просто дальше ехать, не останавливаться, УЗП при наезде машины со стороны путей легко опус­каются!», – сказал один технически подкованный руководитель. А по утверждению начальника Зеленогорской дистанции пути Семёна Пястолова, водитель въехал на переезд под красный сигнал светофора, при якобы исправной работающей сигнализации. Кто-то делает упор на «косяке» дежурного по станции Зеленогорск. При проследовании скоростных поездов на пульте дежурного по станции выпускающего электричку на перегон, должен быть активирован скоростной режим, и тогда переезд закрывается раньше, чем перед проходом обычных. Дежурный по станции Зеленогорск Сергей Якушин (железнодорожник с большим опытом работы в разных должностях) этот режим не активировал. Вероятно, запамятовал, в тот день он обу­чал стажёра, а это – дополнительная нагрузка. Если учесть, что в прошлом году здесь была сокращена должность оператора при дежурном, и последний теперь выполняет его функции, то не стоит удивляться «забывчивости». Человек – не робот. Через станцию Зеленогорск проходит 40 пар грузовых в сутки, 30 пар простых электричек и 8 пар скоростных плюс международные экспрессы. Когда Сергей Якушин вспомнил, что не активировал скоростной режим, сразу же связался с дежурным по переезду и сообщил о приближении «Ласточки» по телефону. Дежурная по переезду Ольга Ли тут же нажала нужную кнопку. Движенцы комментируют её действия со своей колокольни: «Она должна была хотя бы в окно взглянуть, прежде чем на кнопки жать!» Во всяком случае, могла бы не приводить в действие противотаранные устройства, перекрывающие все полосы движения автотранспорта, которые в отличие от автоматической сигнализации и УЗП, опускаются вручную. Наверное, должна была, но не взглянула, испугалась, что и так позже, чем положено перед «Ласточкой», переезд закрывается. Ситуация уже нештатная. В комментариях к дальнейшим действиям (а вернее, бездействию) дежурной все едины. Ольга Ивановна растерялась в нестандартной ситуации и забыла включить заградительный сигнал, который проинформировал бы машиниста о препятствии на переезде. Экстренное торможение было бы применено раньше.

Кстати, про этот заградительный сигнал недавно было помянуто особо на всей сети РЖД. И опять в связи с происшествием на полигоне Октябрьской дороги. В начале января на ютубе появился видеоролик с переезда 38 км на перегоне Пери – Грузино Приозерского направления, снятый видеорегистратором автолюбителя, который чудом не угодил под колёса электропоезда. Непосредственно перед проходом поезда закрытый шлагбаум вдруг открылся, красный свет на светофоре поменялся на разрешающий. По словам водителя, его остановил только звуковой сигнал, который подавал машинист электропоезда. В работе автоматики произошёл сбой. После этого случая во все ПЧ поступила телеграмма о проведении со всеми дежурными по переездам отдельных занятий по использованию заградительного сигнала. Хотя в том случае, который произошёл в Пери – за несколько секунд до прохода поезда, дежурный по переезду просто физически не успел бы включить этот сигнал, чтобы предупредить о неисправности сигнализации.

Устройства, обеспечивающие безопасность движения автотранспорта на переездах, работают автоматически, и, наверное, можно полностью исключить человеческий фактор. Запрограммировав автоматическое включение скоростного режима, исходя из расписания движения. Комиссия ОАО «РЖД», которая после нашумевшего ДТП произвела глобальную проверку технического состояния и функционирования железнодорожных переездов на участке Санкт-Петербург – Бусловская, отметила, что 21% дежурных по переезду в этом линейном подразделении – пенсионного возраста. На что руководство дистанции резонно замечает: если человек прошёл медкомиссию и врачи не нашли препятствий к работе, почему ему нельзя доверять? И, кстати, в стране давно готовится почва для повышения пенсионного возраста. Другое дело, что качество технического обучения, и именно обучение действиям в нештатных ситуациях, должно соответствовать статусу скоростной дистанции. В протоколе разбора результатов проверки комиссии ОАО «РЖД» отмечены существенные недостатки в этой области. На технических занятиях, проведённых в дистанции пути в сентябре прошлого года, например, отсутствовали 65 из 128 дежурных. Практические занятия непосредственно на железнодорожных переездах для формирования навыков действий при возникновении нештатной ситуации и принятия исчерпывающих мер по предотвращению ДТП вообще не предусмотрены.

Ведомственное расследование этого происшествия уже закончено, однако протокол разбора, как сообщили в аппарате главного ревизора по безопасности движения Октябрьской дороги, пока не подписан, а, следовательно, и не имеет силы документа. Поэтому окончательных ответов на сакраментальные вопросы русского бытия применительно к ДТП на 56 км – «кто виноват?» и «что делать?» – мы не получили. Официальные лица служб и дирекций, причастных к обеспечению безопасности движения на железнодорожных переездах, отказались дать открытые комментарии для дорожной газеты. «Дело в том, что по факту ДТП следственным комитетом возбуждено уголовное дело, и пока ведётся следствие, мы не можем предоставлять СМИ никакой информации», – пояснил главный инженер службы пути Юлиан Шлык. Уголовные дела возбуждены по признакам составов преступ­лений, предусмотренных статьями 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта) и 293 УК (халатность). Вторая статья должна быть особенно обидной для чести мундира.

Галина Морозова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31