21 июня 2018 21:15
фото: иван куртов

Чай заказывали?

Уникальная экспозиция старинных и современных подстаканников открылась в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ

Все мы пассажиры. Купейные, плацкартные вагоны – везде чай под стук колёс. И поэтому тема выставки, которую открыл директор музея Владимир Мителенко, была близка и понятна каждому.
В серебре, в позолоте, с замысловатыми клеймами и картинками, всех фасонов подстаканники выстроились на полках и стендах. Стены зала декорированы под вагон, из динамиков доносится мерное постукивание колёсных пар и свист проносящихся мимо встречных поездов, на экране мелькают виды станций.

– На самом деле экспозиция не техническая и необычная для нас, – улыбнулся Владимир Иванович, – но вы, если присмотритесь, увидите любопытные предметы, они настолько интересны, настолько изящны, что здесь можно проводить часы, изучая все 117 представленных экспонатов.

Действительно, только дилетант скажет, что все приборы для подачи горячих чайных стаканов одинаковы. Ничуть! Вот подстаканник Германской известной фирмы «Крупп», конец XIX века, никаких виньеток, мощь посеребрённой боевой стали. По диаметру – гораздо шире современного стакана. Больше напоминает подставку под небольшой снаряд. Вот небольшой, в виде груши, под азиатскую пиалу. Вот другой, шикарный – с кремлёвскими зубчатыми стенами, панорамой Москвы, изготовлен в царской Польше.

Питерский коллекционер Сергей Петросян, давний (с детских лет) посетитель музея, предоставил для выставки более семидесяти предметов, выполненных в технике фраже (посеребрённый металл) и из мельхиора. Это подстаканники «Александръ Качъ, Петербург», фабрик Норблина, братьев Бух и братьев Хеннеберг (царство Польское), WMF и Krupp (Германия), французские изделия и т.д.

Глаза разбегаются среди этой любопытной старины.

– Каждый коллекционер немножко Кощей Бессмертный и расставаться даже на короткое время со своими богатствами очень не любит, – заметил Сергей Петросян. – Но после знакомства с сотрудниками музея у меня сомнений не было: коллекция в надёжных руках и в правильном месте. Если говорить о подстаканнике и железной дороге, то, на мой взгляд, подстаканник – это индикатор развития железнодорожного прогресса. Раньше чай в основном пили на остановках. Выходили в буфет 1-го класса, 2-го класса, а кто-то с чайничком бежал, где была надпись «Кипяток». А вот когда в вагонах стало тепло, появились титаны и возможность пить чай, т.е. прогресс шёл вперёд, тогда, в общем-то, подстаканник оказался востребованным. То есть вещи взаимосвязанные.

Сергей рассказал, что первый старинный подстаканник подарил ему дедушка (и маленький Серёжа стал чаёвничать, как взрослый) и что в его коллекции много варшавских изделий в стиле историзма, барокко – Польша делала этот популярный товар в расчёте на всю Российскую империю.

Кстати, экспозиция оборудована информационными стендами по истории чаепития в России, арт-объектами Ульяны Андреевой и Артемия Родионова.

Впрочем, тема выставки «Подстаканник: знакомый и незнакомый» обращена не только в прошлое. Здесь представлены современные изделия с позолотой, серебрением и видами разных вокзалов и станций – дизайнеров Суховой, Шалашова и других. Мне лично понравился шедевр с видом Белорусского вокзала в Москве. Загляденье!

А руководитель Северо-Западного территориального управления агентства железнодорожного транспорта Никита Каменир заметил, что такая выставка в музее на его памяти проводится впервые. И что железнодорожный транспорт невозможно представить… без подстаканников.

Владимир Фёдоров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31