11 декабря 2018 19:42
фото: иван куртов

Приблизить теорию к практике

Усиление связей между дорогой и вузом способно поднять подготовку движенцев на новый уровень

Не секрет, что далеко не все выпускники транспортного вуза – Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения – после защиты диплома приходят на железную дорогу. С одной стороны, это веяние времени: многие молодые люди считают главным получить высшее образование, и неважно, где потом работать. А с другой…
– У нас сейчас нет таких тесных связей с железной дорогой, как были раньше, – говорит преподаватель кафедры управления эксплуатационной работой, доцент Владимир Бадах. – Студенты во время обучения не имеют возможности познакомиться с реальным производством, получить практические навыки работы.

Владимир Иванович вспоминает о тех недавних временах, когда студентов-движенцев обучали прямо на станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. «У нас там был филиал кафедры, оборудованный учебный кабинет, где учащиеся могли познакомиться с работой станции, – «пощупать», что называется, процесс своими руками, – рассказывает преподаватель с 45-летним стажем. – Приказ о создании кафедры был подписан начальником Октябрьской дороги и ректором университета, а её заведующим был назначен бывший в то время начальником станции Андрей Панков. После реформирования Российских железных дорог и образования вертикально-интегрированной структуры управления всё стало сложнее. Видимо, переход на денежные взаиморасчёты, в том числе, между отраслевыми вузами и железными дорогами, сделал невозможной прежнюю форму практического обучения».

Сейчас филиал кафедры ПГУПса на «Сор­тировке», увы, закрыт. Оборудованный класс, конечно, остался, но нога студента туда давно не ступала. А нужны ли учащимся такие выездные занятия? Мы задали этот вопрос заведующему кафедрой управления эксплуатационной работой, профессору Алексею Котенко.

– Конечно, нужны, – говорит Алексей Геннадьевич. – Такую же точку зрения высказывают и нынешние, и бывшие руководители Октябрьской дороги, которые в настоящее время работают в центральном аппарате ОАО «РЖД». В конце 2016-го года мы торжественно отмечали 120-летие кафедры управления эксплуатационной работой, в праздничной конференции принимали участие знаменитые выпускники факультета управления эксплуатационной работой, которые когда-то проходили практику на «Сортировке». Шла речь и о возобновлении этой формы обучения, которая была отработана и доказала свою эффективность: к 120-летию кафедры был заключён договор, подписанный ректором университета и начальником Октябрьской дирекции управления движением. Гости даже подарили нам гранитную доску с соответствующей надписью, планировалось организовать работу кафедры в дорожном диспетчерском центре управления перевозками и на станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.

Эта доска и сейчас здесь находится, напоминая о том, что планировалось. А вопрос об открытии базовой кафедры на Октябрьской дороге повис в воздухе. Алексей Котенко считает, что инициатива должна принадлежать руководству магистрали или Октябрьской дирекции управления движением. Образовательное учреждение не может навязывать свои услуги – именно так теперь называется образование. А услуга – практически тот же товар, который продаётся за деньги. Нужны железной дороге грамотные специалисты – заказывайте. Для того чтобы сегодня организовать работу выездной кафедры, нужен соответствующий договор и оплата услуг. В условиях сокращения расходов даже на действующий штат работников найдётся ли руководитель, который сможет доказать необходимость финансирования практической подготовки специалистов на выездной кафедре?

Факультет управления перевозками и логистикой (ранее – эксплуатационный) ПГУПСа закончили такие известные в ОАО «РЖД» руководители, как бывший первый вице-президент Вадим Морозов, ныне действующие менеджеры компании Анатолий Краснощёк, Геннадий Верховых, Олег Валинский. Аппарат управления Октябрьской дирекции управления движением почти полностью состоит из выпускников питерского университета. Назначенный недавно начальником дирекции Владислав Юрченко когда-то сам начинал на «Сортировке», вырос здесь до начальника станции и уверен, что соединять полученные знания с практикой молодые люди должны ещё в процессе обучения в университете. Владислав Сергеевич считает, что организация базовой кафедры однозначно повысит уровень подготовки специалистов по управлению эксплуатационной работой.

Начальники станций, дежурные по станции, которым приходится стажировать молодых специалистов, пришедших на работу после окончания университета путей сообщения, свидетельствуют, что уровень их подготовки стал значительно ниже, чем, скажем, 10 лет назад.

– Мне приходилось стажировать выпускников и с «красным» дипломом, и с «синим»: квалификация у всех – достаточно средняя, – говорит дежурный по станции Санкт-Петербургского центра организации работы железнодорожных станций Валерий Баранов. – Хотя у них и есть общее представление о работе железной дороги, но практических навыков не хватает. Сегодня реально проходят практику (с документальным оформлением) только те студенты, которые являются целевиками, направленными на обучение от структурных железнодорожных подразделений. Бюджетники и те, кто учится на платной основе, о своей практике должны заботиться сами, как и о последую­щем трудоустройстве. Однако ужесточение требований по охране труда создали такую ситуацию, что руководители станций боятся выпускать практикантов в «поле». А раньше нас с радостью встречали на станциях, давали посидеть в кресле дежурного, порулить движением.

В общем, и теоретики, и практики имеют единое мнение по данному вопросу. Осталось только дождаться деятельного проявления заинтересованности в повышении качества вузовской подготовки кадров. Меняются времена, условия и инструкции. На повышение квалификации уже имеющих опыт работы специа­листов тратятся колоссальные средства. Менеджмент подтягивается до международного уровня по стокгольмским технологиям. При этом управленец с дипломом МBA не сможет гарантировать безопасные условия для движения поездов лишь потому, что на некой станции сидит новоиспечённый дежурный без достаточных практических знаний.

Галина Морозова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31