19 декабря 2018 16:27
фото: алексей островский

На пороге преобразований

Граф Румянцев вошёл в историю России как реформатор и гуманист

Начало существования ведомства путей сообщения связано с указом Павла I от 28 февраля 1798 года. Основополагающим в этом важном деле стал документ «Об учреждении Департамента для произведения и правления всех дел по водяным коммуникациям». А одним из основных реформаторов ведомства стал его третий по счёту руководитель, граф Николай Петрович Румянцев.
Сын выдающегося полководца екатерининского времени в 1801 году стал главным директором водяных коммуникаций. В его распоряжение перешла и Экспедиция устроения дорог в государстве. Много внимания он уделял крупным работам по строительству каналов, расчистке фарватеров рек. Под его руководством большой импульс получило создание Мариинской водной системы, прокладка в имперской столице Обводного канала, конструирование других гидротехнических сооружений.

Но главное – Николай Румянцев подготовил и представил императору Александру I «Предложения о надёжных мерах для учреждения по всей России удобных сообщений на суше и на воде». Он подготовил план преобразования ведомства, согласно которому оба путейских учреждения объединялись, кроме того, учреждался Корпус инженеров путей сообщения. Именно в таком виде ведомство и просуществовало более ста лет.

Во многом благодаря инициа­тиве Николая Румянцева был создан и Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). В 1807 году графу было поручено управлять Министерством иностранных дел, и он способствовал организации – в том и следующем году – двух встреч Александра I с французским императором Наполеоном Бонапартом. И, конечно же, не случайно во время этих встреч русскому царю представили будущего руководителя ИКИПСа Августина Бетанкура, а также согласовали назначение профессорами института других известнейших учёных Франции.

Увы, вскоре Николай Румянцев ввиду большой загруженности в МИДе был освобождён от работы в путейском ведомстве. После заключения в 1808 году Фридрихсгамского мирного договора со Швецией он был пожалован высшим по Табели о рангах чином государственного канцлера: в России его носили всего 12 человек. Поэтому все преобразования в путейском ведомстве с созданием Управления водяными и сухопутными сообщениями и ИКИПСа проводились уже последователем Румянцева – принцем Георгием Ольденбургским. Впрочем, долго руководить министерством иностранных дел – при его «профранцузской» склонности – Румянцев не смог, и после окончания Отечественной войны подал в отставку.

Теперь граф мог отдаться своей главной страсти – коллекционированию предметов старины. Собранные им богатейшие коллекции старинных рукописей и книг, этнографических и нумизматических материалов он завещал государству с тем, чтобы всё это «осталось для общей пользы». И Николай I уважительно отнёсся к его просьбе, открыв в 1831 году в Москве Румянцевский музей – ныне Российская государственная библиотека.

Тому, кто приедет в белорусский областной центр Гомель, каждый его житель покажет главную достопримечательность города – в парке на высоком берегу реки Сож замечательный дворец. В 1796 году он достался в наследство Румянцеву. Сейчас в нём музей, где экскурсовод рассказывает о жизни Румянцевых. И, в частности, деятельности Николая Петровича, который очень много сделал для Гомеля, организовав новую планировку улиц и постройку многочисленных общественных зданий.

Одно из них можно посетить тут же: Петропавловский собор, построенный рядом с дворцом за год до смерти Румянцева, в котором он (согласно завещанию) и был похоронен. А неподалёку от них, в небольшом сквере, можно увидеть сравнительно недавно установленный памятник Николаю Петровичу. Это один из очень немногих памятников руководителям ведомства путей сообщения, поставленный, к сожалению, не за заслуги в этой области и не в нашей стране.

Алексей Островский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28