21 ноября 2018 15:45
фото: иван куртов

Без двойных стандартов

Главная сила профсоюза – уметь объяснять, убеждать, доказывать и работать, не применяя административный ресурс

Наше сегодняшнее интервью – с заместителем председателя Дорпрофжела на ОЖД по Санкт-Петербург-Витебскому территориальному управлению Николаем Марушевским.
– Николай Борисович, Вы возглавляете Санкт-Петербург-Витебский региональный отдел Дорпрофжела – второго по величине региона дороги, объединившего в своё время Санкт-Петербург-Витебское и Псковское отделения. Огромная территория, масса предприятий, сотни коллективов, и в каждом из них люди, доверившие Вам свою социальн­ую защиту. Посилен ли груз ответственности?

– Да, ответственность действительно колоссальная. И чем дольше работаю на железнодорожном транспорте – а в этом году будет 30 лет, как я пришёл на Октябрьскую магистраль – тем больше осознаю значение профсоюза. Наша сила – в нашем единстве, и это не просто слова. Мы работаем в одной команде, решаем общие задачи. Зачастую спорим, высказываем разные мнения, но именно это доказывает, что профсоюз – живой организм, а не застывшая субстанция. Знаменательно, что созданный в 1905 году наш профессиональный союз не только не утратил своего значения и не исчерпал свои возможности, но актуален и востребован сейчас, как никогда.

– Что Вы имеете в виду?

– Многое и, в частности, необходимость защиты законных прав и интересов работников в период реформирования компании «РЖД». В этом мне очень помогают Правила технической эксплуатации железных дорог. Они содержат исчерпывающие ответы на большинство вопросов, которые возникают в процессе работы, и по ним я сверяю: что должно быть и что мы имеем в действительности. И вижу, где допущены нарушения Федерального законодательства.

Возьмём такой болезненный вопрос, как оптимизация штата работников с целью повысить производительность труда. Это – профанация, тупиковый путь. Во-первых, мы теряем квалифицированные кадры, во-вторых, увеличиваем нагрузку на оставшихся и не обеспечиваем безопасность их труда. В частности, я имею в виду сокращение сигналистов, необходимых при проведении летних путевых работ и снегоборьбы.

– Вы всегда очень активны на заседаниях президиума Дорпрофжела, ставите острые вопросы, оперируете фактами. Вероятно, есть что сказать и на предстоящем социально-экономическом форуме?

– Давно назрел целый ряд вопросов, касающихся режима труда и отдыха локомотивных бригад. Я противник двойных стандартов. Соблюдение правил технической эксплуатации, требований охраны труда, технологической дисциплины обязательно всегда и для всех, независимо от занимаемой должности. Недопустимо экономить на увеличении сроков носки спецодежды и обуви. Это неправильно по отношению к человеку труда, значимость которого уходит в показатели. Только тогда можно требовать от исполнителя полной отдачи, когда он знает, что нужен, имеет ценность для коллектива и для общего дела. В этой связи уместно вспомнить позицию заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Дирекции тяги Олега Валинского, высказанную им ещё в бытность начальником ОЖД во время одного из Дней безопасности. На мой вопрос: не велики ли профсоюзные взносы для руководителя, он ответил, что они, напротив, очень малы по сравнению с тем объёмом работы, которую выполняют его подчинённые. Считаю, что такой ответ достоин большого уважения. Сила личности руководителя в его желании сохранять единство своего коллектива, в умении отстаивать его интересы перед вышестоящими инстанциями.

– Хорошие у Вас были учителя!

– Мне очень повезло, что жизнь свела меня со многими замечательными людьми. Непререкаемым авторитетом для меня всегда был отец, много лет отдавший железной дороге. В моём профессиональном становлении большую роль сыграли известные в компании «РЖД» люди – Анатолий Краснощёк, Николай Суслов, Андрей Панков, Павел Марков. Никогда не забуду уроков Анатолия Фролова – председателя профкома локомотивного депо Дно, где я работал помощником машиниста, машинистом, машинистом-инструктором, заместителем начальника по кадрам. Был период, когда сильно упали объёмы работы, зарплата задерживалась по три месяца, ходили слухи о закрытии эксплуатации, люди озлобились. А председатель первички вместе с руководством депо приняли решение временно сократить часы работы локомотивных бригад с 170 до 120. Люди потеряли в заработках, но зато никого не уволили – сохранили коллектив. И когда всё наладилось, не пришлось искать людей на стороне. Тогда я воочию убедился в силе социального партнёрства и узнал, какую роль может и должен играть профсоюз.

– Это повлияло на Ваше решение перейти на профсоюзную работу?

– Да, безусловно. Я и раньше принимал участие в общественной жизни: был членом райпрофсожа, а затем и ЦК отраслевого профсоюза. И когда председатель Дорпрофсожа (ныне Дорпрофжел на ОЖД) Владимир Белозёров – сейчас представитель Рос­профжела в Северо-Западном федеральном округе – предложил мне в 2010 году стать освобождённым председателем Санкт-Петербург-Витебского регио­нального отдела профсоюза, я подумал и согласился.

– Что Вы считаете главным для профсоюзного лидера?

– Иметь свою позицию. Отстаивать справедливость и здравый смысл. Каждый день надо сдавать экзамен на профпригодность. Уметь объяснять, убеждать, доказывать и работать без административного ресурса. Большое подспорье для меня и мой основной закон сейчас – это Устав Роспрофжела.

– Всегда ли есть взаимопонимание с начальником Санкт-Петербург-Витебского территориального управления?

– Роман Горин – руководитель нового формата. Мы выстраиваем наши отношения, потому что коллективу единомышленников любые задачи по плечу. Когда работодатель и профсоюз сообща решают вопросы, коллектив крепнет, развивается. Я готов к диалогу, могу поменять свою точку зрения – при наличии веских аргументов. Считаю это конструктивным.

Беседовала Елена Ануфриева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28