19 октября 2018 09:27

Январский реванш

В первый месяц года Октябрьская дорога показала блестящие результаты по погрузке. В среднем в сутки со станций полигона отправлялось 250,5 тыс. тонн различных народнохозяйственных грузов при плане 233 тыс. тонн.
Заданный руководством ОАО «РЖД» план выполнен на 107,5%, а к уровню января прошлого года достигнут рост погрузки на 9,6%. Это можно считать реваншем магистрали после довольно продолжительного спада.

Грузовая база в зоне обслуживания ОЖД начала сокращаться ещё в 2016 году, и на протяжении 2017-го каждый месяц фиксировалось снижение объёмов отправления грузов относительно аналогичного периода предшествующего года. Однако во второй половине наметилась тенденция сокращения разрыва, а в последние месяцы года этот разрыв был преодолён, и Октябрьская дорога, наконец, вышла в плюс. Хотя по итогам года в целом достичь уровня 2016-го не удалось, однако наметившаяся тенденция внушала надежды на лучшее. Так оно и получилось! В целом по сети также сохраняется положительная динамика, однако темпы роста среднего показателя гораздо ниже, чем на Октябрьской дороге – 3,5%.

Следует отметить, что 250,5 тыс. тонн – вообще небывалые для января среднесуточные объёмы отправления грузов в зоне ОЖД (во всяком случае, в нынешнем веке). Обычно погрузка в первый месяц года едва-едва переваливает за 200 тыс. тонн. Очевидно, свою роль сыграло сокращение продолжительности общегосударственных новогодних каникул. Но главной причиной улучшения ситуации с погрузкой в Октябрьском территориальном центре фирменного транспортного обслуживания называют удачную конъюнктуру рынка и наличие денежных средств у грузополучателей.

Особенно это заметно на инертно-строительных грузах, план погрузки которых в январе перевыполнен на 33,9%, а к уровню аналогичного месяца 2016-го превышение составило 55%. А ведь даже в летние месяцы в этой номенклатурной группе наблюдался перманентный спад.

– Сейчас достаточно высокий уровень спроса на щебень на Московском рынке, продолжаются также работы на новой автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, да и в нашем Северо-Западном регионе потребление стабилизировалось, – пояснил начальник отдела контроля исполнения заказов ОТЦФТО Михаил Костенич. – Мы надеемся на устойчивый спрос в этом сегменте, во всяком случае, в ближайшие несколько месяцев.

Между прочим, инертно-строительные грузы (песок и щебень) занимают в настоя­щее время 23,2% в общей структуре погрузки Октябрьской дороги, поэтому увеличение в этой группе даже на несколько процентов ощутимо сказывается на показателях. Строительные грузы уступают пальму первенства только железной руде, доля которой в погрузке ОЖД – 24,8%. И в этой номенклатурной группе также отмечается устойчивый рост.

Несмотря на то, что превышение объё­мов к уровню января 2016-го составляет всего 3,7%, в абсолютных цифрах это даёт значительную прибавку. При этом следует отметить, что железная руда – одна из немногих номенклатур, объёмы отправления которой на ОЖД не падают, а растут даже относительно достигнутого в 2008-м году уровня. Кризисный для российской экономики 2008-й железнодорожники взяли за точку отсчёта падения погрузки.

В группу стабильного роста можно также отнести удобрения, выпуск которых постоянно увеличивается и в ПАО «Акрон», и в АО «Апатиты». В нынешнем январе эта номенклатура – в списке лидеров с приростом к аналогичному месяцу 2017-го 7,6%. Удельный вес в общей погрузке Октябрьской дороги составляет 20,4%. Таким образом, строительные, железную руду и минеральные удобрения можно считать тремя китами грузовой базы в зоне обслуживания ОЖД, которые обес­печивают львиную долю погрузки магистрали.

В январе на 20,3% перевыполнен план отправления чёрных металлов, что объясняется высоким спросом на трубы, а также метизов – на 44,1%. Однако, если рассматривать вопрос в исторической ретроспективе, следует отметить, что относительно 2008-го года в группе «чёрные металлы» произошло десятикратное снижение. Докризисный уровень погрузки не достигнут в большей части номенклатурных групп грузов. Так, более чем в четыре раза сократились за последние 10 лет объёмы отправления цветной руды, вдвое – лесных, в 10 раз – продовольственных и промышленных товаров. И даже инертно-строительные, на которые сегодня отмечается повышенный спрос, потеряли четверть от объёмов 2008 года. Но это – так, необязательное для характеристики роста «вставшей с колен» экономики сравнение.

Как говорится, лучше радоваться тому, что есть, чем горевать о том, что прошло. В сегодняшних условиях железнодорожники полигона Октябрьской дороги, обеспечивающие возрастающие объёмы перевозок, могут, наверное, надеяться на сохранение взятых темпов работы и в будущем.

Галина Морозова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28