19 сентября 2018 14:13
фото: иван куртов

Наследие «русского испанца»

В Санкт-Петербурге проходят торжества в честь 260-летия Августина Бетанкура

Вчера в ПГУПСе открылась международная научно-практическая конференция «Августин Бетанкур: от традиций к будущему инженерного образования». В ней участвуют руководители Министерства транспорта РФ, Федерального агентства железнодорожного транспорта, администрации Санкт-Петербурга, ОАО «РЖД» и Октябрьской магистрали, представители российских и зарубежных вузов, именитые и молодые учёные.
Отдавая дань памяти гениальному инженеру, участники мероприятия обсуждают современные проблемы транспортной отрасли, науки и образования. Международная конференция стала кульминацией широко развёрнутого международного научно-просве­ти­тельского проекта «Наследие Бетанкура».

– Старт проекту, который ПГУПС реализует совместно с Мадридским политехническим университетом и Национальной школой мостов и дорог (Париж), был дан в 2015 году, – рассказывает заведующий кафедрой «История, философия, политология и социология» ПГУПСа, доктор исторических наук, профессор Владимир Фортунатов. – К проекту «Наследие Бетанкура» присоединились многие российские и зарубежные учебные заведения и компании, в том числе ОАО «РЖД». И сейчас, в эти февральские дни, в нашем вузе проходит его центральная часть – международная научно-практическая конференция «Августин Бетанкур: от традиций к будущему инженерного образования».

Создание Института корпуса инженеров путей сообщения – одно из важнейших деяний «русского испанца». Тогда, в 1809 году, было положено начало инженерно-транспортному образованию в нашей стране. И именно на повышение престижа инженерного образования направлены мероприятия научно-просветительского проекта: конференции, программы и зарубежные стажировки для талантливой молодёжи. Конкурсы творческих работ объединили студентов из вузов России и Западной Европы – они присылали свои эссе, рисунки, фотографии и видеофильмы.

Ведётся и активная работа со школьниками. В музее ПГУПСа для них проводится цикл экскурсий. Ребята знакомятся с историей первого транспортного вуза России, узнают о вкладе его профессоров и выпускников в российскую науку и транспортную отрасль и видят своими глазами кабинет Августина Августиновича.

Вся эта работа способствует тому, что имя гениального инженера, архитектора и учёного становится всё более известным. В прошлом году ПГУПС провёл историко-культурную игру-квест «Бетанкур в России», в которой успешно участвовали студенты многих петербургских вузов. А в Петергофе совместно с Октябрьской дорогой и Центральным музеем железнодорожного транспорта РФ была организована большая выставка, посвящённая Бетанкуру.

Каким он был? Как рассказывает доктор исторических наук, профессор кафедр «Строительство дорог транспортного комплекса» и «История, философия, политология и социология» Игорь Киселёв, жизнь Бетанкура – пример упорного повседневного труда на самых разных поприщах.

– Он не только обладал глубокими теоретическими знаниями, но и имел обширные практические навыки: великолепно рисовал и чертил, владел слесарными и столярными инструментами, сам обучал молодых инженеров и рабочих. Его рука была тверда в работе с инструментами: закрепив на доске человеческий волос, он разрезал его бритвой на две части по всей длине. Так же твёрдо он был убеждён в высоком предназначении инженера.

За 16 лет жизни в России Августин Августинович охватил необъятное. Он реализовал более 30 проектов – реконструкция Тульского оружейного завода, переоборудование Императорской Александровской мануфактуры, строительство новых мостов, в том числе первого постоянного моста в Петербурге, сооружение московского Манежа и Нижегородской ярмарки, постройка зданий Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге – с организацией производства особой бумаги для печатания денежных ассигнаций. «Русский испанец» возглавлял Комитет по делам строений и гидравлических работ, являясь главным архитектором столицы и всей страны. Под его руководством выдающиеся архитекторы, профессора, выпускники и учащиеся института создавали классический облик Петербурга – по «Плану Бетанкура» он развивался на протяжении двадцати лет.

Имя Бетанкура объединяет вуз и ГМП «Исаакиевский собор». Он организовал его строительство, привлёк к разработке проекта архитектора Монферрана, сам занимался инженерной частью проекта, устройством фундамента и конструированием механизмов для подъёма колонн. Три года Бетанкур был главным директором путей сообщения. Под его руководством реконструировались Вышневолоцкая, Мариинская и Тихвинская водные системы, началась прокладка шоссе Санкт-Петербург – Москва.

…Свой первый мост в Петербурге Бетанкур построил более двухсот лет назад. И сегодня было бы исторически справедливо увековечить в Северной столице память отца российских мостостроителей. В прошлом году Топонимическая комиссия города практически единогласно проголосовала за рекомендацию Губернатору назвать именем Бетанкура новый мост, соединяющий острова Василеостровского и Петроградского районов. Эта инициатива принадлежит ПГУПСу и его ректору Александру Панычеву. Перед членами Топонимической комиссии выступал профессор Игорь Киселёв, обосновав огромное культурное, историческое и воспитательное значение этой акции. И комиссия поддержала это предложение.

Наталья Александрова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28