18 июня 2018 15:57
фото: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Через разорванное кольцо

75 лет назад в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли

В архиве фотохроники ТАСС сохранилось более трёх десятков снимков, сделанных 7 февраля 1943 года. Некоторые из них не были опубликованы до сих пор.
Нашим читателям хорошо известен снимок, на котором изображён поезд, прибывающий к перрону Финляндского вокзала, а встречающий его железнодорожник, отдавая честь, стоит спиной. Эта фотография обошла многие газеты и журналы. Но мало кто знает, что не один фотограф делал в этот день съёмку. 

Конечно, многим железнодорожникам в те дни по долгу службы было известно, что ожидается прибытие продовольственного состава. Но какого числа, в какое время? Вот что рассказывал начальник издательства Октябрьской железной дороги, где печаталась газета «Сталинец» (ныне «Октябрьская магистраль»), Лев Мучник, совсем недавно ушедший из жизни: «Мы знали о планах по организации такого маршрута. Работники нашей дорожной газеты даже решили подготовить специальную страницу, посвящённою этому событию, и выпустить её в день прихода поезда. Но ни седьмого, ни восьмого февраля, ни позднее она так и не вышла. Запретила военная цензура».

Безусловно, запрет по соображениям военного времени вполне объясним. Ведь кольцо блокады лишь разорвано, большая часть Ленинградской области оставалась в оккупации, враг находился слишком близко. Опасность для работающей «под носом» у немцев железной дороги, очевидна. Но надо знать журналистов: то, что запрещено, тем более интересно. Особенно, когда речь идёт о фотокорреспондентах ТАСС. Только они имели разрешение на разного рода особые съёмки. Именно такой съёмкой стало прибытие первого поезда после прорыва блокады. Сегодня достоверно известно, что освещали его фотокорреспонденты  Давид Трахтенберг, Александр Бродский, Владимир Капустин, Михаил Трахман.

В те же зимние дни 1943-го в своей записной книжке именно этому факту много внимания уделял корреспондент ТАСС Павел Лукницкий. Он пишет, как знакомится с железнодорожниками, договаривается с ними о том, что обязательно поедет встречать этот поезд на линию, например, во Мгу. Но Мга всё ещё – в руках немцев. И Лукницкий недоумевает, каким же образом придёт поезд из Волховстроя в Ленинград. А когда узнаёт, что для нового маршрута всего за две с небольшим недели специально уложены тридцать три километра пути и построен низководный мост через Неву, соединивший волховстроевское и финляндское направления, не может сдержать слов восхищения необычайной работоспособ­ностью, мужеством и отвагой военных строителей и железнодорожников.

«Да будет благословен тот день, – пишет он, – который приведёт в Ленинград первый поезд… Этот поезд должен быть украшен цветами! Поездную бригаду его должно чествовать всё население города! Этот день придёт! Он не может не прийти. Мы много, мы долго, мы честно, мы героически ждём его! И мы – те, кто останутся в живых, – мы, ленинградцы, дождёмся его!»

И они дождались. Тогда особо важное задание выполнили не только железнодорожники, но и репортёры. Снимки долгое время хранились в фотохронике Ленинградского отделения ТАСС, а затем поступили в архив кинофотофонодокументов.

Благодаря этим уникальным свидетельствам мы можем сегодня увидеть и узнать множество любопытных и важных деталей. Вглядитесь в лица ленинградцев и железнодорожников, и вы поймёте что-то очень важное, не понятое до сих пор.

Материал подготовили Татьяна Куценина и Иван Куртов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31