22 июля 2018 21:06
фото: иван куртов

Место рождения – Петроград

Первые полтора года жизни главная газета железнодорожников страны издавалась в «колыбели трёх революций» и была… журналом

За минувшее столетие в историю «Гудка» вписано немало славных страниц и имён. Однако об обстоятельствах выхода в свет и первых годах жизни старейшего транспортного издания страны сегодняшний читатель знает не так уж и много. Редакция «ОМ» решила восполнить этот пробел и рассказать о первых номерах «Гудка» и тех, кто стоял у истоков его создания.
В первые же месяцы после Октябрьского вооружённого переворота, вошедшего в анналы советской истории как Великая Октябрьская социалистическая революция, на повестке дня остро встал вопрос об организационных формах дальнейшего существования объединившихся для борьбы с царизмом рабочих. Главенствующую роль в обустройстве новой повседневной жизни пролетариата стали играть объединения, созданные по профессиональному (цеховому) признаку. Иначе говоря – профсоюзы. Однако довольно скоро в этой среде наметился разлад: начались межсоюзные разногласия, взаимные обвинения в «цеховщине», «сепаратизме», «корпоративных предрассудках», «отходе от интересов пролетарской диктатуры» и пр. Не избежали опасной «болезни» и железнодорожники. Отрасли срочно требовалась единая твёрдая рука и… агитация.

Ведущей организацией, взявшей на себя роль объединяющей силы среди железнодорожников, стал образованный в июне 1917 года Союз мастеровых и рабочих мастерских Петроградского узла (немного позднее в состав союза был включён также и Московский узел). Первоначально он помещался в доме №40 на Фурштатской улице, где, по воспоминаниям современника, с раннего утра и до позднего вечера в небольшой комнатке столбом стоял сизый табачный дым и толпилась «мастеровщина». В один из таких дней союзом и было принято решение об издании своего печатного органа. Но не газеты, а именно журнала!

Издавать и редактировать безымянный пока журнал правление союза поручило секретарю организации Александру Хаину, на помощь которому пришёл старый опытный литератор, партиец и профдвиженец Яков Буров. Встретившись на квартире последнего, творческий тандем почти сразу составил план первого номера, а вот придумать название никак не получалось. В качестве одного из вариантов Хаин предложил назвать новый журнал «Железнодорожный Гудок», но, поразмыслив и взвесив все «за» и «против», в итоге оставили просто «Гудок». Во временную редакцию, помимо Хаина и Бурова, вошли также первый народный комиссар путей сообщения Марк Елизаров и известный революционер Владимир Невский, руководивший во время переворота захватом железнодорожных вокзалов (с июля 1918 года по март 1919 года – тоже нарком путей сообщения). Однако времени на полноценную работу ни у кого из названных не хватало. Едва написав передовицу («Рабочий класс и текущий момент»), Буров уехал по заданию партии и более работать над номером не смог. Невский подготовил лишь один материал (статья «Рабочий контроль» под псевдонимом В.Н.). В итоге единственной активной творческой единицей и фактическим редактором первого номера «Гудка» остался Хаин. Однако полной уверенности в своих силах у него не было. В поисках поддержки и помощи в редактировании он обивал пороги профсоюза и комитета партии. Коллега по союзу Анна Рязанова предложила поменять название одной из его статей. Так, в первом номере появился заголовок «Каков должен быть наш союз?» (в первоначальной, авторской, редакции – «Задачи и формы организации железнодорожников»). В свою очередь, секретарь Бюро ЦК известная большевичка Елена Стасова (внучка знаменитого зодчего) посоветовала Хаину обратиться за помощью к Николаю Бухарину, считавшемуся в партии одним из самых эрудированных. Несмотря на огромную занятость, Бухарин в помощи не отказал, сделав несколько важных поправок, тщательно просмотрев и вычитав весь материал. Адрес редакции и конторы на подготовленном номере проставили по месту нахождения союза – бывший царский павильон Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (ныне часть комплекса зданий Витебского вокзала).

Первый номер «Гудка» необходимо было выпустить к 10 декабря (по старому стилю) – дню открытия съезда мастеровых и рабочих мастерских. Но типография на Мойке, 32 была так загружена заказами, что журнал вышел прямо в день открытия съезда. Тираж сначала раздали всё в том же бывшем царском павильоне Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, где размещался профсоюз, а уже вечером – в Институте инженеров путей сообщения, где проходил съезд.

Надо сказать, что первый номер «Гудка», хоть и назывался журналом, состоял всего из восьми страниц. Последующие (выходившие уже в самостоятельной редакторской обработке А.Хаина, реже – совместно с Б.Файном) были толще – 16, 24 и даже 36 страниц. Но издание было нерегулярным. Выпуски часто выходили сдвоенными, а один даже строенным (№ 6-8), он являлся уже органом Всероссийского союза железнодорожных рабочих, а редакция размещалась на нынешней улице Социалистической, дом 10, куда перевёлся союз. Менялись шрифты и оформление как всего журнала, так и собственно названия. Знаменитое начертание слова «Гудок», ставшее визитной карточкой издания на долгие годы, в петроградский период не существовало, оно появилось намного позже, уже в Москве. К праздничным датам (годовщина революции в 1918 году, первомайский выпуск в 1919-м) журнал печатался красной краской. Всего в Петрограде вышло 10 выпусков. «Гудок» давал сведения об истории рабочего движения, текущих событиях, разъяснял новые законы о труде, публиковал постановления и решения многочисленных форумов, на которых шли объединительные профсоюзные процессы. Оттачивали свои перья на страницах издания молодые пролетарские поэты. Среди них Леонид Котомка (настоящее имя Владимир Зеленский, 1890 – 1965), которого хорошо знали Максим Горький, Демьян Бедный, Маяковский. Последний написал для обложки первого советского сатирического журнала «Соловей», организатором которого был Котомка, знаменитое двустишье «Ешь ананасы, рябчиков жуй…», которое затем использовал в поэме «Владимир Ильич Ленин». Известен и печатавшийся в петроградском «Гудке» под псевдонимом Самобытник поэт Алексей Маширов (1884 – 1943). Выпускник классов Лиговского народного дома (ныне Санкт-Петербургский ДКЖ), входил в плеяду пролетарских поэтов «серебряного века», в 1921 году ходатайствовал об освобождении Н.Гумилева, был первым директором Ленинградской консерватории, назначенным не из числа музыкантов, руководил Российским институтом истории искусств. В РГАЛИ хранится фонд ещё одного автора «Гудка» – поэта Александра Поморского (настоящая фамилия Линовский, 1891 – 1977): рукописи стихов, письма к нему композитора Д. Шостаковича, писателя А. Фадеева, автограф стихотворения «Кофе» поэта-акмеиста С. Городецкого…

Последний номер петроградского «Гудка» в мае 1919 года (с адресом редакции Галерная улица, 29) вышел под эгидой Производственного союза железнодорожников Северо-Западного округа путей сообщения. А в 1920-м Главполитпуть совместно с ЦК Всероссийского профсоюза железнодорожников возобновил издание «Гудка» (уже в виде газеты) в Москве. Первый номер вышел 11 мая. Однако это уже совсем другая история.

Алексей Львов, Борис Брунс
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31