21 января 2018 00:02
фото: иван куртов

Автоматика с арифметикой

Старший электромеханик Санкт-Петер­бург-Сортировочный-Московской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Максим Неводничев считается лучшим рационализатором Октябрьской дирекции инфраструктуры. С начала нынешнего года он подал восемь рационализаторских предложений с общим экономическим эффектом 236,6 тыс. рублей, столько же – в прошлом.
На 3-й сортировочной горке – 42 замедляющих устройства, у каждого по два стола управляющей аппаратуры. И на каждом столе (которые натурально выглядят как огромные бочки) – по шесть клапанов, через которые подаётся воздух в тормозную магистраль, итого получается 504. Но это ещё не вся арифметика средств автоматики, которую обслуживает небольшой коллектив участка тормозных устройств под руководством старшего электромеханика Максима Неводничева. Клапан весит около 10 килограммов. Чтобы его разобрать, смазать-починить и снова собрать, требуется два человека. Народа в бригаде – всего 9 человек, а работу горки, кровь из носу, нужно обеспечивать! Чтобы упростить дело и сэкономить трудовые ресурсы, пришлось придумать специальное устройство, которое позволяет справиться с клапаном в одиночку. Это рацпредложение Максим Викторович зарегистрировал в нынешнем году. Из железа, которое нашлось на складе, на токарном станке, которому лет сто, слесарь Александр Кришталь выкроил и сварил такой своеобразный, жёстко закрепляющий держатель для клапана. Называется «устройство для фиксации штока поршня клапана КПВ312/43», позволяющее не только сократить время на ремонт, но и избежать повреждения хвостовика штока при разборке, а также травмирования обслуживающего персонала.

Интересно, а как технологией было предусмотрено? «Никак предусмотрено не было, – говорит Максим Неводничев. – Клапаны есть, а технологии нет. Мы обращались на завод-изготовитель, но специалисты ничем нам не помогли. Только предупредили, чтобы очень внимательно и аккуратно разбирали клапаны – пружина может внезапно выскочить и дать по лбу». Два года назад на станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский в ходе реконструкции горки установили новое оборудование. В процессе эксплуа­тации вагонных замедлителей то там, то здесь вылезают конструкторские недоработки, какие-то элементы тормозных устройств изготовлены из некачественного материала. Вот, например, колея на новых замедлителях стремится к уширению, что недопустимо при роспуске вагонов с горки. Что делать? Для фиксации ширины Неводничев придумал поперечные стяжки, как на трамвайных путях. А чтобы исключить риски замыкания рельсовой цепи в промежуточной секции, на участке изготовили специальные втулки на штоки. Материалы, прилагаемые в комплекте изготовителем, не обеспечивали изоляцию. В общем, смотри да думай, что можно сделать для улучшения, упрощения и рационализации обслуживания! Максим Неводничев на дороге 15 лет, уже больше 12 лет трудится на «Сор­тировке». Опыт помогает найти рациональные решения. Максим Викторович доработал конструкцию пружинного механизма вагонного замедлителя КЗ-5ПК, который компенсирует удар двуплечного рычага при оттормаживании и предотвращает разрушение, но сам при этом испытывает большие механические и вибрационные нагрузки. В результате нередко происходили изломы нижнего шплинта, штока. Придумал стопорный винт для фиксации крышки к корпусу пружинного механизма. Для исключения износа резьбового соединения стали фиксировать крышку двумя болтами. И таких местных усовершенствований в новом оборудовании – масса. Можно сказать, что условия на тормозном участке – максимально подходящие для рационализаторов. Тем более что при свободных вакансиях электромонтёров приём на работу в ШЧ был долгое время закрыт, и дефицит рабочих рук усугубился. Главный инженер Санкт-Петербург-Сортировочный-Московской дистанции СЦБ Николай Груздев подтверждает, что без рационализации обслуживание новой техники было бы затруднено. «Максим Неводничев – автор многих оригинальных идей, – говорит Николай Валерьевич. – Но у нас и на других участках люди с руками и головой трудятся. За 10 месяцев подано 74 рацпредложения, из них 46 внедрено и 28 в стадии рассмотрения. Экономический эффект составил 732 тыс. рублей».

В ШЧ-6 трудятся 175 человек, из них 40 – рационализаторы, почти четверть от общего числа работающих. Среди самых активных Николай Груздев называет ветеранов подразделения: ведущего электроника Алексея Баркина, старшего электромеханика Алексея Фёдорова, начальника 4-й сортировочной горки Владимира Новикова. Он и сам нередко подбрасывает электромеханикам идеи технических усовершенствований, обсуждает с коллективом возникающие проблемы. Живой обмен мнениями создаёт такую творческую среду, в которой рождаются решения.

Галина Морозова