10 декабря 2018 22:20
фото: Иван Куртов

Комфорт работника – залог эффективности

Предъявляя высокие требования, работодатель должен создавать комфортные условия труда

Заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам Октябрьской дирекции инфраструктуры Дмитрий Горлевский считает, что сотруднику, приходящему в новый коллектив, должно быть комфортно. Для этого нужно дать ему возможность быть не столько исполнителем, сколько участником производственного процесса, генератором идей.
– Дмитрий Викторович, Вы мечтали стать железнодорожником?

– Я бы сказал, что это произошло спонтанно: после армии я устроился работать слесарем по ремонту путевых машин на комбинате «Апатит». У них была разветвлённая сеть железных дорог, мне предложили обучиться на машиниста дрезины, что я и сделал. А когда начал работать, понял, что не надо останавливаться, и пошёл учиться на помощника машиниста в железнодорожный техникум. Вот с того момента я уже не отделял свою жизнь от железнодорожного транспорта. Единственная моя мечта была – попасть в МПС, на пути общего пользования. Туда, где наиболее ответственная и серьёзная работа.

– И как Вы оказались на большой железной дороге?

– Из комбината не отпускали, пришлось убеждать руководителя, чтобы он мне дал перевод. Перевёлся я в локомотивное депо Кандалакша, помощником машиниста тепловоза – на хозяйственной деятельности, маневровой работе. Но очень скоро мне предложили обучиться и обкататься на пригородное движение. Я так и сделал. Работать помощником машиниста электропоезда мне очень нравилось, там дисциплина и ответственность выше, так как отвечаешь за пассажиров. Но обучение я продолжил. Выучился на машиниста тепловоза и электропоезда. Подал документы в институт. И вдруг мне предложили поработать психологом в депо. Это было, прямо скажем, неожиданно.

– Каким оказался для Вас первый опыт работы с людьми?

– В те времена это была новая должность на железной дороге, психологов до этого не было на сети и в локомотивном хозяйстве. Функции психолога выполнял инженер-компьютерщик, который тестировал на специальном аппарате локомотивные бригады на бдительность, выносливость, скорость реакций, внимательность. Мой предшественник оказался человеком с юмором: он оставил ребус и записку на рабочем столе. Написал «Уважаемый будущий последователь, если ты с головой, то разгадаешь ребус и включишь компьютер, а если без головы, то лучше не берись за эту работу». Помню, я не пошёл в тот день домой, после работы сел отгадывать математический ребус и к утру смог открыть доступ к данным в компьютере.

Около года отработал психологом. Эта работа была мне по душе, я хорошо понимал машинистов, так как сам  работал в локомотивной бригаде девять лет. Но однажды меня вызвал руководитель депо и предложил занять должность кадровика. Это был новый вызов, и я его принял. Осваивать новую профессию было интересно, но очень сложно. Рабочий день – с 8 до 17 часов – пролетал как две минуты, и я задерживался до восьми вечера, чтобы успеть всё сделать. И изучал нормативную базу, часто брал в общежитие инструкции и трудовой кодекс, ночами читал. Всё это дало результат: я освоил тонкости кадрового дела и вскоре мне предложили работать в Мурманском отделении Октябрьской дороги заместителем начальника отдела управления персоналом.

– Отделение – не депо, ответственность гораздо больше.


– Да, но мне было уже легче, потому что я был знаком с коллегами-кадровиками из всех предприятий отделения, хорошо знал их работу, обязанности. Конечно, у нас появлялись и новые задачи. Например, как раз в это время была создана корпоративная пенсионная система. Мы собрали группу специалистов, которые разобрались в НПО и в пенсионных вопросах в целом, систематизировали всю информацию. Ездили на каждую станцию, в каждое структурное подразделение, объясняли особенности и преимущества корпоративных пенсий.

– А сами тогда же вступили в систему НПО?

– Да, и ни разу об этом не пожалел. Я считаю, о себе надо заботиться. Если вовремя не предпринял меры, упустил время, то потом рассчитывать только на помощь государства – неправильно. Очень хорошо помню, как в период моей работы кадровиком в депо, мы ежегодно оказывали социальную помощь пенсионерам. Было видно, что люди настолько привыкли к этой выплате, что считали – другой системы просто не может быть. Когда компания предложила новую систему материальной поддержки пенсионеров, я в ней разобрался и понял, что суммы, которые выплачивает НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» пенсионерам-железнодорожникам, кратно превышают то, что мы выдавали в депо раз в год в качестве материальной помощи.

Поэтому я считаю, что принял верное решение, вступив в систему НПО. У меня скопилась определённая сумма, которая мне позволит после завершения карьеры иметь хорошую прибавку к государственной пенсии и не зависеть от родных. Фонд доказал за эти годы свою успешность, люди стабильно получают негосударственную пенсию, они довольны и спокойны за свою старость.

– Сейчас Вы работаете в дирекции инфраструктуры. Чем Вам нравится нынешняя работа?

– Масштабностью задач. Мы провели ряд реорганизаций, повысили производительность труда, при этом сумели сохранить численность основных категорий сотрудников. Мы искали максимальные резервы и ресурсы, в большинстве случаев связанные с технологией.

– Как кадровику Вам нужно соблюдать баланс интересов предприятия и работников. Где, на Ваш взгляд, находится этот баланс?

– У каждого человека есть требования к условиям работы. Работодатель, в свою очередь, тоже предъявляет требования к работникам. Ожидания обеих сторон должны быть обоснованы. И если работник подтверждает свои требования наличием профессионализма, должной квалификации, а работодатель за свои требования предлагает хорошие условия труда – это и есть баланс интересов. В этом случае мы получаем коллектив, нацеленный на эффективную работу.

Есть интересное направление работы, оно сегодня активно развивается – культура производства. Формирование культуры производства это и есть баланс требований, условий и внутренней мотивации работника на достижение производственных результатов.

При этом комфорт для работника не всегда выражается в материальной выгоде. Важна социальная, психологическая обстановка в коллективе. И часто душевное спокойствие стоит дороже, чем высокая заработная плата. Об этом следует помнить.

Кроме того, когда человек приходит в коллектив, он должен понимать, что может быть не только исполнителем, но и участвовать в производственных и социальных процессах, предлагать идеи, обсуждать их с руководством. Это громадная часть работы кадровиков и проф-союза.

– А что движет Вами? В чем Ваша мотивация?


– В достижении успехов. Фиксировании этих успехов. Если я добился результата, и этот результат отмечен, конечно, это важно. Поэтому стараюсь получить обратную связь от тех, с кем я работаю, и, конечно, доводить все дела до конца. Разумеется, бывают ошибки. Они дают повод задуматься, сделать выводы и исключить их повторение в будущем.

Яна Позолотчикова