18 ноября 2018 00:13
фото: Иван Куртов

Дом отдыха для «Сапсанов»

В Московском пункте оборота высокоскоростные поезда приводят в порядок после рейсов и готовят к новым

По уровню сервиса «Сапсаны» сравнивают не с поездами дальнего следования, а с самолётами. Поэтому процессы экипировки и техподготовки составов к рейсам должны быть отлажены как швейцарские часы. Причём, на двух конечных точках маршрута. Ещё одна необходимая составляющая – соответствующее качество межрейсового отдыха локомотивных и поездных бригад.
О базовом депо высокоскоростных поездов в петербургском Металлострое мы писали уже много раз, а вот в московский пункт оборота едем впервые. Хотим своими глазами увидеть, как строится работа этого, по сути, оборотного депо, из которого каждый день первый поезд отправляется под посадку в пятом часу утра, а последний заходит на обслуживание в полночь.

Везёт нас туда «Сапсан», высадивший доставленных в Москву пассажиров на платформу Ленинградского вокзала минут 20 назад и нуждающийся теперь в подготовке к обратному рейсу на Санкт-Петербург. В вагоне – работники поездной бригады. Элегантные девушки-проводники делятся между собой впечатлениями от завершившейся поездки и распускают по плечам волосы, которые в рабочее время убраны в строго регламентированные причёски. Кроме них в составе – только зашедшая вместе с нами, журналистами, группа мойщиков-уборщиков. Не теряя времени, они начинают наводить порядок. Впрочем, времени наша поездка занимает немного: пункт оборота находится в нескольких километрах от вокзала, на территории станции Москва-Товарная. Работников поездной и локомотивной бригад там ждут отличная столовая и уютные комнаты отдыха, в каждой из которых – все удобства, кондиционер и телевизор. А для нас экскурсию по пункту оборота проводят машинисты-инструкторы двух колонн Борис Гушанский и Игорь Смирнов, под началом которых, в общей сложности, находятся 42 работника локомотивных бригад.

Мы наблюдаем, как фельдшер Надежда Фадеева проводит предрейсовый медосмотр машиниста Владимира Краева. Отстранения от работы здесь – большая редкость. Машинисты «Сапсанов» – люди серьёзные и работой своей дорожат, поэтому здоровье берегут и отдыхают перед каждой поездкой, как положено. Краев работает «в одно лицо», без помощника машиниста, что ужесточает и без того строжайшие требования к физиологическому состоянию задействованных в скоростном движении. То, что они обязаны быть здоровее космонавтов, стало уже расхожей фразой. Другой работающий «в одно лицо» машинист, Артур Юсупов, проходит в это время предрейсовый инструктаж, стоя у предназначенного для этого киоска. Электронный инструктаж стал уже делом обычным, машинисты-инструкторы проводят его вживую лишь при возникновении нестандартных ситуаций. Интервал времени отправления в рейсы у Краева и Юсупова составляет всего 10 минут. Игорь Смирнов поясняет нам, что сегодня «в одно лицо» на «Сапсанах» работает уже более 40 % машинистов и все они имеют 1-й класс квалификации. А Артур Юсупов добавляет, что не испытывает ни малейшего дискомфорта от того, что при скорости движения более чем в 200 км/ч в кабине он один. Высокоскоростные электропоезда настолько совершенны, что необходимость в помощнике имеется лишь при управлении сдвоенными, 20-вагонными, составами. У Юсупова – двадцатипятилетний опыт поездной работы. Когда-то он, как и Краев, трудился в локомотивном депо Москва ОЖД. Водил скоростную «Аврору». Машинистом «Авроры» был и Смирнов; кстати, именно он управлял этим поездом в самом последнем рейсе. Теперь все они – фанаты «Сапсана». Ведь к счастью для них именно тогда, когда «Аврора» сошла с дистанции, на линию «вылетели» «Сапсаны».

Ещё один наш новый знакомый, дежурный по пункту оборота Андрей Горбачёв, был в прежней, досапсановской, жизни машинистом моторвагонного депо Перерва. Говорит, что нынешняя работа несопоставимо более ответственная. В первую очередь именно он отвечает за приём и выдачу поездов, контролирует их экипировку и ремонт, явку на смену локомотивных бригад и прохождение ими инструктажей. «Вот сейчас к нам идёт состав с двумя поломанными токоприёмниками, нужно оперативно организовать их ремонт», – констатирует он, но без напряжения в голосе. Все возникающие проблемы скоростники привыкли решать уверенно и чётко, нервозность – это не для них.

В кабинете дежурного знакомимся и с машинистом 3-го класса Кириллом Светоюсом. Пока он занят подгонно-экипировочной работой, а когда повысит класс до 2-го, поедет с пассажирами. У членов локомотивных бригад «Сапсанов» – сорокачасовая рабочая неделя. Значит, каждый делает за это время по две-три поездки туда-обратно. У работников же поездных бригад другой режим: пять дней трудятся, что называется, без отрыва от производства, а затем столько же проводят дома. Работать на «Сапсанах» настолько престижно, что случайных людей здесь не встретишь. Это и создаёт особую атмосферу не только в вагонах поезда во время рейсов, но и на всех объектах Дирекции скоростного сообщения.

С широкой улыбкой подходит к нам выкроивший в напряжённом графике время для общения с журналистами начальник пункта оборота Геннадий Воркачёв. В подчинении у него 77 работников. Помимо московских машинистов и помощников это экипировщики, снабжающие составы перед каждым рейсом всем необходимым, в частности, подголовниками, наушниками, журналами и буклетами, питьевой водой (которая предварительно проходит пять ступеней тонкой очистки в пункте водоподготовки и становится, по заключениям специалистов, лучше продаваемой бутилированной). Прежде подчинялись Воркачёву и 20 слесарей-ремонтников подвижного состава, но недавно их оформили в штат компании «Сименс», обеспечивающей, согласно контракту, ремонт и тех­обслуживание «Сапсанов». Ну а в оперативном подчинении у Геннадия Борисовича – также все питерские бригады, заезжающие в пункт оборота. В те же дни, когда у него выпадают выходные, руководит участком старший мастер Олег Московкин. Воркачёв начинал на железной дороге помощником машиниста в родной Калуге, был машинистом, а затем – заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации. В 2009-м, когда в России появились первые «Сапсаны», не счёл для себя зазорным начать всё по новой: поездил и помощником, и машинистом. Пункт оборота возглавил два года назад. Сейчас учится заочно на 2-м курсе МИИТа. (Кстати, создаётся впечатление, что скоростники учатся где-либо все и всегда.) «Люблю свою работу за романтику, ответственность и слаженность. Работать с «Сапсанами» – счастье. Мы все это понимаем», – говорит он.

К трёхэтажному зданию пунк­та оборота примыкает корпус столичного подразделения ООО «ЕСП-Сервис», которое обеспечивают каждый рейс «Сапсанов» свежими комплектами питания. Стюарды этой компании развозят в пути следования блюда на тележках и обслуживают пассажиров в вагонах-бистро.

Комфортабельность, доступная стоимость проезда и минимальное время нахождения в пути постоянно увеличивают количество пассажиров «Сапсанов». Сейчас на маршруте ежесуточно курсируют до 13 пар высокоскоростных поездов (в том числе, два сдвоенных), а в отдельные дни – 14. «Сапсаны» перевозят 40 % от общего числа передвигающихся между двумя столицами всеми видами транспорта: обычными поездами, автомобилями и самолётами. И количество «Сапсанов» планируется увеличить. Тогда пункту оборота потребуется расширение границ. Ну а пока мы прощаемся с ним. Садимся в отправляющийся к вокзальному перрону под посадку пассажиров «Сапсан» и слышим, как начальник поезда Алексей Бенера готовит к очередному рейсу отдохнувших  проводников, завершая наставление по громкой связи зарази­тельно бодрым пожеланием: «…И не забываем улыбаться!»

Ирина Верховная
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31