22 февраля 2018 21:46
фото: Иван Куртов

Транспорт будущего

Петербургские учёные готовы к реализации магнитолевитационных проектов

Ещё не так давно разговоры о магнитной левитации казались научной фантастикой. Сегодня фантастика стала реальностью. Специалисты ПГУПСа в содружестве с НИИ электрофизической аппаратуры имени Д.В. Ефремова завершили компьютерное и натурное моделирование методов формирования левитации. Они готовы приступить к реальным проектам – как для нужд мегаполиса (наземное метро), так и в области грузоперевозок. Фундаментальные и прикладные исследования были представлены на 4-й Международной конференции в ПГУПСе «Магнитолевитационные транспортные системы и технологии».
Учёными ПГУПСа создан и в течение года испытан полномасштабный макет магнитолевитационной платформы с грузовым (морским) контейнером. «На чём эта штука вообще висит?» – удивляются сторонние люди. Конечно, скептики по-прежнему есть: слишком уж смело звучат новые идеи. Но, как сказал ректор ПГУПСа Александр Панычев, благодаря оппонентам пройден серьёзный путь: от споров о целесообразности – к обсуждению нескольких вариантов применения технологий в России. Министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в приветствиях участникам конференции назвали магнитную левитацию (маглев) транспортом будущего.

Идея использования магнитной левитации в умах учёных зрела давно.

– Моей первой специальностью была электродинамика, – вспоминает академик РАН Василий Глухих. – И ещё в 60-х годах обсуждалась эта проблема. Но тогда она была не столь насущна и востребована для железнодорожного транспорта. Наступило время, когда мы начинаем серьёзно заниматься этим вопросом. Первые экземпляры моделей, в том числе масштабные, показали людям, которые не совсем верят в это, физические принципы действия технологий, что привлекло на нашу сторону больше сторонников. Осталось немного – чтобы соответствующее решение было принято на правительственном уровне.

О том, что энтузиастам-учёным необходима поддержка государства, говорит и начальник центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александр Корчагин. А представитель Общественной палаты РФ Владимир Белозёров уверен: необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные, сопряжённые с социальными эффекты этого сложного проекта, в основе которого – экономические интересы государства.

Какова стратегия развития транспортных магнитолевитационных технологий? Её представил один из главных вдохновителей проекта – руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПСа, доктор экономических наук, профессор Анатолий Зайцев.

Во-первых, магнитная левитация мо­жет использоваться для строительства городских пассажирских линий в крупных мегаполисах. Перед метро здесь целый ряд преимуществ: более высокая провозная и скоростная способность, а строительство – в несколько раз дешевле и на порядок быстрее. Маглев-дороги не пересекаются с другими магистралями – а значит, исключены потери транспортных ресурсов и человеческих жизней. Безо­пасны они и с точки зрения экологии.

Второе предложение – создать на территории России транзитную грузовую систему на направлениях Север – Юг и Восток – Запад. Сегодняшних мощностей железнодорожного и автотранспорта для возрастающих грузоперевозок недостаточно.

Конечно, столь грандиозные задачи нужно решать последовательно. Учёные ПГУПСа предлагают начать со строительства головного участка от Санкт-Петербурга до Москвы – он обеспечит связь между портами Финского залива и терминалами столицы. (Сегодня основная часть этих перевозок идёт автотранспортом.) Это будет первая в мире грузовая магнитолевитационная линия. Другие страны, где маглев-проекты успешно реализованы, фокусируют внимание в основном на пассажирских перевозках.

А что касается противников новых идей… Как сказал профессор Деггендорфской высшей технической школы, президент Международного комитета Маглев доктор Йоханнес Клюшпис, западные производители железнодорожной техники зарабатывают на контрактах по сервисному обслуживанию и воспринимают маглев-проекты как препятствие для получения прибыли. И люди, настроенные против инноваций, будут всегда.

– Несколько лет назад в Германии СМИ много писали о негативных настроениях в России относительно поездов «Сапсан» – о протестах, связанных с шумом, с отменой многих старых привычных поездов. Мнение общественности надо принимать во внимание.

Проектирование магнитолевитационных станций, организация погрузочно-выгрузочных работ, строительство маглев-дорог, формирование системы нормативно-технического регулирования, оценка инвестиционной привлекательности – исследования российских и зарубежных учёных идут во всех направлениях. Внедрение маглев-технологии – огромный стимул для прогресса: развития науки, высшей школы, создания новых производств.

– Это целая кладезь научной деятельности, – сказал молодым специалистам Анатолий Зайцев. – И хороший шанс проявить и зажечь самого себя.

Своим энтузиазмом учёные вдохновляют. Всего за год, минувший с прошлой конференции, НИИ электрофизической аппаратуры имени Д.В. Ефремова запатентовал четыре изобретения. А одну из разработок учёных ПГУПСа – магнитолевитационный испытательный стенд – участники конференции увидели своими глазами.

В развитии технологий заинтересованы и инвесторы – не только с точки зрения получения прибыли, но и появления в инженерном обществе нового продукта. В реализации столь масштабных проектов усилия науки, бизнеса и власти нужно объединять.

Одним из итогов конференции станет создание на базе ПГУПСа инженерного центра «Магнитолевитационные транспортные системы» под патронажем губернатора Санкт-Петербурга. Учёные говорят о необходимости признания на государственном уровне – включении магнитолевитационного направления в Стратегию развития транспорта РФ до 2030 года.


Наталья Александрова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28