18 ноября 2018 00:48
фото: Иван Куртов

Едет хорошо, но уж если встал...

В случае отказа технических средств на «Дончаке» вызов вспомогательного локомотива неизбежен

Первые «Дончаки» – созданные Новочеркасским электровозостроительным заводом грузопассажирские двухсекционные магистральные локомотивы серии 2ЭС4К – в Октябрьскую дирекцию тяги начали поступать в начале нынешнего года. Сейчас в парке эксплуатационного локомотивного депо Волховстрой (ТЧЭ-21) сконцентрировано уже 34 электровоза этой серии, призванной заменить устаревшие ВЛ10, ВЛ10У и ВЛ15. «Дончаки» задействованы в грузовом движении на участках от Санкт-Петербурга до Бабаево и Выборга, а также от Бабаево до Свири и Гатчины. Увы, если поначалу эксплуатационники безоговорочно приняли эту новинку на ура, то сейчас вынуждены констатировать: машины слишком часто выходят из строя на линии. За минувшие полгода зафиксировано уже более 60 таких случаев!
В том числе 11 раз срабатывала защита силовой цепи БВ-1, 5 раз отказывали тяговые электродвигатели, 9 раз – оборудование контакторной группы и 15 – мотор-компрессоры. Кроме того, 21 раз выходила из строя система электроснабжения. Так как «Дончак» – машина непростая, компьютеризированная «от колёсных пар до крыши», решить проблему на линии своими силами локомотивным бригадам, как правило, не удаётся. То есть вызов вспомогательного локомотива в таких случаях практически неизбежен.

– Аналогичные проблемы у нас возникали и при освоении такого компьютеризированного тягового подвижного состава, как рельсовые автобусы серии РА и электровозы ЭП10, – говорит начальник отдела организации работы локомотивов и локомотивных бригад Октябрьской дирекции тяги Константин Онищенков.

Помимо волховских локомотивных бригад, на «Дончаках» работают питерские (депо Санкт-Петербург-Финляндский, ТЧЭ-12) и бабаевские (ТЧЭ-22). Все машинисты и помощники (кстати, предварительно окончившие специально организованные при эксплуатационных депо курсы по освоению «Дончаков») в один голос отмечают комфортабельность их кабин управления, оборудованных кондиционерами, печами отопления и микроволновками, холодильниками и сантехникой, то есть умывальником и туалетом. А также – эргономичность этих кабин с их максимально удобным расположением всех кнопок, кресел и всего прочего оборудования. Машинисты со стажем рассказывают, как долго мечтали о таких замечательных условиях труда. Как сообщил нам начальник ТЧЭ-22 Юрий Скрябин, локомотивные бригады даже конкурируют между собой за право работать именно на «Дончаках». Машинисты и руководители эксплуатационных локомотивных депо перечисляют и ещё целый ряд преимуществ электровозов серии 2ЭС4К перед другими. В частности, называют наличие систем как рекуперативного, так
и реостатного торможения, дополняющих друг друга и позволяющих весьма существенно экономить затрачиваемую на тягу поездов электроэнергию. А также – наличие системы резервирования, то есть возможности перехода с одного комплекта аппаратуры на другой без необходимости сборки аварийной схемы. Отмечают и экономичность расхода электроэнергии на так называемом горячем простое локомотива: «Дончак» затрачивает её вдвое меньше, чем электровоз серии ВЛ-10 в тех же условиях. Немаловажно и то, что на локомотивах серии 2ЭС4К задействованы системы обогрева зеркал, стёкол и полов. Но слишком частые выходы электровоза из строя на линии напрягают, конечно же, всех. Да, при возникновении в пути следования какой-либо неисправности компьютер выдаёт локомотивной бригаде и причину сбоя, и оптимальный способ её устранения, однако на этом дело и стопорится.

– Мы получили «Дончаки» не новенькими с завода-изготовителя, а с Западно-Сибирской железной дороги, где они эксплуатировались в течение примерно четырёх лет, так что период гарантийного обслуживания у этих электровозов остался уже позади, – говорит машинист-инструктор по обучению локомотивных бригад ТЧЭ-21 Андрей Егоров. – В общем, это локомотивы 2008–2009 годов выпуска. Неудивительно, что именно сейчас, когда завод перестал контролировать процесс их эксплуатации, вылезли на свет многие из нерешённых до конца проблем. И решать их предстоит нам. Так что обучению и инструктажам работающих на «Дончаках» локомотивных бригад уделяем особое внимание. Управлять электровозами этой серии должны только машинисты с высокой квалификацией.

– Прорабатываем алгоритмы и методики обслуживания электровозов серии 2ЭС4К, а также налаживаем взаимодействие с ремонтниками, – добавляет начальник производственно-технического отдела этого же предприятия Виталий Алёхин. – Ведь расположенное по соседству с нами ремонтное локомотивное депо Волхов, ТЧР-16, как и другие аналогичные предприятия полигона Октябрьской магистрали, уже второй месяц работает в составе компании «ТМХ-Сервис».

Поскольку Новочеркасский электровозостроительный завод, как и компания «ТМХ-Сервис», входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг», хочется надеяться, вопросы обеспечения «Дончаков» запчастями будут решаться оперативно. Хотя и над ремонтниками нависла угроза необходимости столь «модного» сегодня импортозамещения. Ведь часть электроники для «Дончаков» производится при участии немецких фирм. Впрочем, проблемы надо стараться решать по мере их поступления…


Ирина Верховная
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30