24 сентября 2018 09:10
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Иван Куртов

Больше сэкономим – меньше сократим!

На ОЖД тиражирование проектов становится массовым

На 2013 год Октябрьская дорога поставила перед собой амбициозную цель в сфере бережливого производства – получить 1,065 млрд рублей экономического эффекта от тиражирования проектов улучшений. Правда, вначале цифра была другой – чуть больше 0,5 млрд рублей. Но уже к лету стало понятно: поскромничали. И по распоряжению начальника ОЖД Виктора Степова план откорректировали в сторону увеличения в два раза.
Год завершается, наступает пора отчётов. Удастся ли растиражировать все запланированные проекты? Итоги работы коллективов по состоянию на начало третьей декады ноября были рассмотрены на очередном селекторном совещании, которые на магистрали проводятся еженедельно в качестве мониторинга и контроля.

– На сегодня растиражировано проектов улучшений процессов с экономическим эффектом более 587 млн рублей. Остальные находятся либо в стадии завершения, либо документы об их внедрении ещё не оформлены. Всё пока идёт к тому, что цель будет достигнута, – сказал заместитель главного инженера ОЖД Александр Кудрявцев.

Но это, как говорится, средняя температура по больнице. Например, в Мурманском регионе проявили инициативу: к первоначально запланированным 86 проектам самостоятельно приняли дополнительные обязательства – растиражировать ещё 26. В итоге здесь рассчитывают выиграть свыше 112 млн рублей экономического эффекта. Уже получено около 75 млн. В Московском план выполнен почти на 70%, у остальных тоже завершена большая часть работ.

Если же смотреть на процесс тиражирования по дирекциям, то картина вырисовывается несколько иная. Да, в целом у каждой дела идут вроде бы своим чередом. Чего не скажешь об отдельных коллективах в регионах. Так, предприятия дирекций тяги, моторвагонной, восстановительных средств и движения отстают от графика. Особенно это касается Волховстроевского региона.

На селекторе возникли вопросы и к Октябрьской дирекции инфраструктуры. Организация работы по тиражированию проектов в ряде её подразделений оставляет желать лучшего. К тому же обнаружились разночтения в отчётах. И при этом руководители большинства региональных отделов дирекции не посчитали нужным прийти в свои студии и пояснить ситуацию. А вот представители линейных инфраструктурных предприятий нашли время. Поэтому, кроме еженедельных селекторных, на дороге в самое ближайшее время пройдут ещё и специальные совещания с проблемными подразделениями по стабилизации положения.

Разработке, внедрению и тиражированию проектов улучшений в ОАО «РЖД» не зря уделяется такое пристальное внимание. Успешная работа в этом направлении должна помочь в решении одной из важнейших стратегических задач холдинга – оптимизации расходов. В том числе поэтому на Октябрьской дороге вдвойне увеличили первоначальный план тиражирования проектов улучшений.

Цель на 2014 год будет ещё сложнее. Начальник ОЖД Виктор Степов считает, что на полигоне дороги нужно ещё больше активизировать работу по внедрению бережливого производства, тиражированию проектов, ресурсосбережению. Это позволило бы уменьшить нагрузку на оптимизацию затрат. По словам Виктора Степова, размеры оптимизации могут быть сокращены на величину сэкономленных средств и ресурсов. «Чем больше сэкономим, тем меньше придётся сокращать!» – призывает он. Это касается и кадров, и заработной платы, и социальных программ.

Было бы большой ошибкой не воспользоваться такой возможностью!

Мнения

Внедряем дистанционку

Константин Озеров,
начальник отдела службы по управлению качеством и маркетингу

– С внедрением бережливого производства на ОЖД встал вопрос о подготовке специалистов, которые станут реализовывать эти идеи в структурных подразделениях. Обучение Лин-технологиям было организовано по трём направлениям: лидеры, эксперты и новаторы. Подготовленные таким образом специалисты уже самостоятельно могут не только применять приобретённые знания, но и проводить занятия по бережливому производству с персоналом. Это позволяет реализовать один из главных принципов системы – вовлечение в процесс большего числа участников.
А с 1 ноября был запущен пробный курс дистанционного обучения по бережливому производству. Благодаря этому, с одной стороны, к учёбе привлекается максимальное количество железнодорожников. А с другой – экономятся средства, примерно на 25%. В условиях оптимизации расходов это приобретает особенно важное значение. Программа дистанционного обучения разработана совместно с ПГУПСом. При этом техническая сторона вопроса отработана специалистами вуза, а содержательная – дорожными. Важно подчеркнуть, что в наполнении программы принимали участие и бывшие выпускники курсов подготовки лидеров, экспертов и новаторов.
Программа включает базовый курс по бережливому производству и рассчитана на широкий круг слушателей. Она состоит из таких дисциплин, как картирование, визуализация, зонирование, TPN и многих других. Освоив эти предметы, обучающиеся смогут находить издержки в процессах, разрабатывать и реализовывать проекты по улучшению. В настоящее время по дистанционной форме обучается более 3,5 тысячи человек. После завершения курса им предстоит тестирование.
Роль бережливого производства с каждым годом будет возрастать. Одновременно будут совершенствоваться и формы подготовки специалистов в данной сфере. Это поможет справиться с теми задачами, который ставит перед железнодорожниками сегодняшний день.

Главное – заинтересовать

Дмитрий Меркулов,
заместитель начальника Санкт-Петербург-Мос­ковской дистанции СЦБ

– Внедрение бережливого производства – это адекватный ответ железнодорожников на современные экономические реалии. Однако достичь успехов можно при условии максимальной заинтересованности персонала. Особенно важно вовлечение молодых сотрудников, так как молодёжь легче принимает всё новое. Нужно чётко понимать, что применение простых инструментов одной из составных частей системы бережливого производства – программы 5S – это не заоблачные требования администрации, а ежедневная обязанность каждого сотрудника по содержанию своего рабочего места. 5S позволяет это сделать быстро и качественно. Конечно, все люди разные: кто-то принимает и начинает работать лучше, а кто-то смот­рит с опаской и недоверием. Но как только человек видит, что данные методы реально помогают в работе, он включается гораздо быстрее. И очень радует, что на нашем предприятии, железнодорожном узле, дороге очень многие активно включились в процесс. В этом есть большая заслуга руководителей и тех систем, которые выстроены. Но ключевая роль в этих вопросах принадлежит всё же рядовому сотруднику, который реально каждый день повышает эффективность своего труда, а значит, и предприятия.

Богдан Ярусев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30