Правильное решение

Второе место в сетевом конкурсе «Лучший дежурный по сортировочной горке» занял работник станции Нижний Новгород-Сортировочный Филипп Мочалов.

Центральная дирекция управления движением проводила такой конкурс впервые. В региональном его этапе, на уровне дорог, участие приняли более 600 человек. В финал, на сетевой этап, вышли 16 специалистов – по одному от каждой магистрали.
Проходил конкурс на базе Перовского подразделения Московского учебного центра профессиональных квалификаций. Конкурсное жюри возглавил Александр Королёв, заместитель начальника управления движением Центральной дирекции управления движением. Обращаясь к участникам, он подчеркнул роль дежурных по горке в организации перевозочного процесса. Это одна из важнейших профессий на железнодорожном транспорте. И здесь необходимы не просто квалифицированные специалисты – люди с великолепной реакцией, умеющие быстро, чуть ли не мгновенно, принять решение в сложной ситуации и готовые взять на себя ответственность.
Именно такими качествами, по оценке коллег и руководителей станции Нижний Новгород-Сортировочный, обладает Филипп Мочалов.
– На дороге, в Горьковской дирекции управления движением, конкурс проводился заочно, –
рассказывает Филипп. – К участию в нём допускались те, кто не менее года проработал дежурным по горке. В тестах, которые нам предложили, были вопросы по ПТЭ, Правилам перевозки грузов, другим нормативным документам. Надо было свободно ориентироваться в теме охраны труда и безопасности движения поездов. Одно из заданий – принять правильное решение в конкретной нестандартной ситуации. А кроме того, надо было снять видеоролик о своей профессии. Я в своём ролике рассказал о работе сортировочной станции и о том месте, которое в сложнейшем технологическом процессе железнодорожных перевозок занимает дежурный по горке.  
Что он почувствовал, узнав о своей победе в дорожном конкурсе? Безусловно, удовлетворение. И желание проверить себя уже на новом уровне. Предстояла поездка в Москву, на сетевой конкурс.

Из Центральной дирекции управления движением прислали перечень тем для финала. «Квалификационный опрос-ник» – это тест на знание регламентов и норм. «Нестандартная ситуация» – теоретическая проверка правильности выбора действий в нештатной ситуации. «Сортировочная горка. Практика» – надо показать свои умения и навыки на тренажёре. И, наконец, «Корпоративная культура ОАО «РЖД» и история железных дорог». Ну, это понятно.  

И началась подготовка. Все нормативные документы (сколько их!) – изучал заново. Пролис-тывал конспекты университетских лекций: сейчас Филипп Мочалов учится в СамГУПС. Советовался с более опытными коллегами. Прикидывал, какие подводные камни могут быть в вопросах.

– Много нового для себя открыл, изучая историю железных дорог. Узнал, например, что первая в России сортировочная горка появилась в 1899 году на станции Ртищево. А тормозной башмак изобретён в 1857 году в Германии. Он был деревянным, с одним или двумя бортами. К слову, несмотря на его усовершенствование, принципиально его конструкция за более чем полтора столетия не изменилась: полоз, тормозная колодка, ручка.
Кстати, сам Мочалов, пришедший на Горьковскую железную дорогу после техникума, начинал как регулировщик скоростей. То есть с этими самыми башмаками «за ручку здоровался» каждую смену.

– Концентрация внимания – предельная. Соблюдение требований по охране труда – неукоснительное. Эта профессия научила меня, что головой на путях надо на 360 градусов крутить. Впрочем, для дежурного по горке всё это тоже не лишнее.

Задания на сетевом конкурсе на порядок сложнее, чем на региональном, признаёт Филипп. Взять хотя бы тот же исторический блок. Вопросы не просто по истории железных дорог, а «узкоспециальные», связаны с горочным комплексом. Какая сортировочная станция самая большая в мире – знаете? Оказывается, Бейли Ярд, в Америке.  
В качестве нестандартной ситуации Мочалову досталась такая. При роспуске с горки отцеп из двух вагонов проходит позицию замедлителя, не снижая скорости: не поддаётся торможению. Почему? И что делать?
– Такое случается, если замазучены или окрашены колёса вагонов – тормозного эффекта нет. Или когда снижено давление в тормозной магистрали замедлителей. Первое, что должен сделать дежурный по горке, это…  

Судя по оценке, выставленной Мочалову, все свои действия в нештатной ситуации он расписал правильно.
Очень напряжённый – практический тур, рассказывает мой собеседник. Тренажёр воспроизводит условия работы на крупной сортировочной станции Бекасово Московской дирекции управления движением. Сложно, сев за пульт незнакомой станции, сразу же приступить к работе. Но Филипп справился.
Первое место в сетевом конкурсе занял Денис Воронков, дежурный по горке станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской дирекции управления движением. От него Мочалова отделяло всего лишь 0,4 балла. Достойный, сильный соперник. Такому не стыдно уступить лидерство. И всё же…

– Может быть, в следующий раз попытаетесь взять победу?
– В следующий раз я, скорее всего, буду работать уже в другой должности. Сейчас я обучаюсь на маневрового диспетчера.
Марина Галкина
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/