22 января 2019 10:57

Просто не смог пройти мимо

Интересно, сколько раз в нашей газете за всё время её существования мы упоминали о том, что в непростой железнодорожной профессии машиниста остаются только лучшие из лучших?.. Приходят в депо – многие, да. Годами, десятилетиями работают лишь те, кто смог свою работу по-настоящему полюбить.
Сергей Учайкин, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Юдино, как раз из таких людей. В этом году исполнилось уже 40 лет, как он выбрал для себя эту профессию. И продолжает оставаться ей верен.
– После армии, в 1977 году, я поступил в Юдинское железнодорожное училище. Ведь у нас уже династия сложилась. А первым на железную дорогу, в
1933 году, пришёл мой дед, Сергей Васильевич. Работал он ещё на паровозе... Знаете, за все эти годы ни разу не пожалел о выборе профессии, – уверенно говорит Сергей Анатольевич.

Машинист – это ведь не просто работа. Это особый склад характера, своеобразный образ жизни и такие обязательные личностные черты, как внимательность, скорость реакции и неравнодушие. Даже если машинист не в рейсе. Вот и в предпоследний день весны, 30 мая, у Сергея Учайкина был выходной день. Время подходило к восьми вечера, он шёл вдоль путей третьей платформы станции Васильево встречать своих жену и внука с электрички.
– Наш посёлок железная дорога разделяет на две части. Вот, посмотрите, улица Привокзальная идёт по обе стороны полотна. Вон там виднеется крыша нашего дома, зелёного цвета, почти напротив станции живём,– показывает Сергей Анатольевич.

В тот майский день над Татарстаном прошёл сильный ураганный фронт. Налетевший ветер уронил несколько деревьев, где-то повредил кровлю и вывески, сломал множество ветвей… Ураган закончился так же быстро, как и начался, и ушёл в сторону Казани.
– Иду по тропинке, ветер уже стих, до станции осталось метров триста, и вижу, что прямо передо мной, на утоптанной земле пешеходной дорожки, лежит контактный провод, очевидно сорванный ветром с одной из опор линии электропередачи, – рассказывает Сергей Учайкин.

Конечно же, опытный железнодорожник сразу смог оценить все возможные риски. Провод находится под напряжением. Был ли это обрыв или его просто сорвало ветром с опоры? Последствия для проходящих мимо людей, а также для безопасности движения поездов, могли быть самыми различными по своей тяжести в зависимости от ответа именно на этот вопрос.

– В эту минуту я понимал, что нужно сделать две приоритетные вещи: сообщить о происшествии дежурной по станции, чтобы она в экстренном порядке передала ответственным, а также постараться не подпустить никого из своих земляков к этой опасной находке, – вспоминает те мгновения машинист Учайкин.
Всего в нескольких шагах от опор контактной сети расположено устройство парковой связи. Опытный железнодорожник, Сергей Учайкин об этом знал и через несколько секунд уже передавал сообщение о происшествии дежурной по станции Васильево.

– Я в 19.00 заступила на ночную смену. Когда поступило сообщение от машиниста Учайкина, было почти восемь вечера, я сразу же связалась с энергодиспетчером. Буквально в течение часа энергетики уже были у нас на станции и приступили к восстановительным работам у опоры №49. На безопасность движения поездов данное событие не повлияло, – чётко, «по-железнодорожному», рассказывает дежурная по станции Васильево Людмила Баранова.

До момента прибытия энергетиков Сергей Учайкин оставался рядом с опасным участком.
– Позвонил жене, объяснил ситуацию, почему не могу встретить. Конечно же, она всё поняла. Как-никак уже столько лет замужем за железнодорожником, – улыбается Сергей Анатольевич.
Сейчас, оглядываясь назад, он видит в этом происшествии факторы, которые повлияли на благоприятный исход событий.

– Ведь светло вечером тогда было, почти лето! Значит, даже если кто и прошёл рядом с лежащим проводом, то мог увидеть, заметить… А ведь могли и ребятишки маленькие играться с ним начать, ох, даже думать не хочется… Хорошо, что я в тот вечер был выходной и смог потом подежурить на месте. И все коллеги сработали чётко, оперативно, – снова вспоминает тот вечер Сергей Учайкин.

«Хорошо, что вы не прошли безучастно мимо», – думаю я в эту минуту. А он, словно читая мои мысли, произносит:
– Я просто не мог пройти мимо!
Пока мы беседуем, по той самой дорожке идут на станцию жители Васильева. И все – здороваются с машинистом, улыбаются ему.
– Да, у нас тут так – все друг друга знают, все на виду. Вот, кстати, познакомьтесь – Андрей Большаков, тоже машинист из нашего депо. Когда-то начинал со мной в бригаде как помощник, а теперь иногда уже и в качестве инструктора выступает, – с искренней гордостью за коллегу говорит Сергей Анатольевич.
Елена Минина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30