24 января 2019 03:50
фото: Дмитрий Отчик

Любовь его – путь

Имя Виктора Ильина известно его коллегам на многих железных дорогах

Помните, полтора десятилетия назад на охраняемых переездах появилось новшество: при приближении поезда начинал работать фиолетовый милицейский проблесковый маячок? Увидев его, любой водитель инстинктивно остановится – не попасть бы в какую-нибудь историю!
Вероятно, это изобретение помогло спасти не одну сотню жизней – пока на охраняемых переездах не появилось оборудование следующего поколения, препятствующее выезду на пути.
Немногие знают, что идея с маячком принадлежала работнику Горьковской железной дороги Виктору Ильину. Он был тогда главным инженером Буинской дистанции пути и послал своё предложение на конкурс, проводившийся совместно МПС и МВД. Его отметили премией. Как считает сам Ильин, помогло то, что он с юности привык, чтобы все его разработки были представлены наглядно. Он отлично рисует. Технические рисунки, а на досуге – карикатуры. Случилось ему заниматься и оформлением обложки для книги о родной дистанции пути. Обложка получилась оригинальная. Согласитесь, непривычно видеть просто сходящиеся на стрелках пути. А где поезд? «А поезда тут нет, – улыбается Ильин. – Что такое для путейца поезда?.. Мы стараемся, а они наш путь расшивают!»
В 2001 году Виктор был награждён отраслевым знаком «Лучший рационализатор». Неустанно искал резервы, стремился довести до ума, идеально приспособить к местным условиям труда любую технику. Его опыт показал: эффект могут дать и простые приспособления, и даже то, что кто-то назовёт «писаниной», – хорошо продуманная учётная документация.
У каждого настоящего изобретателя, как говорят, золотые руки. Увлёкся Ильин фотографией. А в семидесятых годах в маленьком городе оснастить собственную фотолабораторию принадлежностями «из магазина» было практически невозможно. Так он всё необходимое вплоть до увеличителя попытался сделать своими руками. А потом и фотоаппараты научился чинить, и радиоприёмники, и телевизоры. Особые отношения у него с часами. Говорят, что он не переносит неработающие механизмы как таковые. Окажется у кого-то в гостях, заметит остановившиеся часы: «Давайте-ка сюда!» И через день приносит хозяевам. А те слушают тикание и ахают: «Так они у нас пять лет стояли!»
Свой первый часовой инструмент Ильин сделал в армии из простого гвоздя. Служил он в Германии, и офицеры быстро привыкли к тому, что сломанные часы надо нести именно Ильину, а не в немецкую мастерскую. А когда отцы-командиры узнали, что он ещё и рисовать умеет, то от строевой подготовки освободили: как у Маяковского – «сиди, рисуй плакаты».
Кому не доводилось устанавливать маленькую туристскую палатку? Два человека за десяток минут управятся с этим нехитрым делом. На установку большой армейской палатки на целый взвод отводится нормативом 45 минут. Виктор Ильин придумал, как сократить это время до 12 минут! Ему понадобился взрыв-пакет, который был вброшен под полотнище, и палатка вздулась колоколом – только растяжки крепи. Идея Ильина командирам понравилась, но её приказали забыть: «Уставом не предусмотрено».
Что, казалось бы, может получиться из обыкновенной старой бочки? У Ильина вышло сразу две полезные вещи: тачка из одной половины и корыто для замешивания раствора из
другой.
Своё первое изобретение Виктор Ильин сделал ещё школьником. Рос он в учительской семье в большом чувашском селе Сунчелеево на юге Татарстана. И на республиканский конкурс разработок юных техников послал чертёж машины, которая могла бы помочь односельчанам – для уборки соломы. Первое место и приз!
Награда нашла героя уже по новому адресу – в общежитии Алатырского техникума железнодорожного транспорта.
Вся дальнейшая трудовая биография Виктора Ильина – это Горьковская магистраль. В Лянгасове на ПМС-31 он работал монтёром, бригадиром, дорожным мастером. В Казани – ревизором по путевому хозяйству. Затем – руководство Буинской дистанцией пути.
На счету Ильина – около двадцати официально зарегистрированных рацпредложений, которые всерьёз облегчили работу его подчинённых. Это он в 90-х годах подал идею делать электромагнитные отметки на рельсах, которые позволяли бы безошибочно определять на записях, автоматически сделанных вагоном-дефектоскопом, место любого изъяна. Он изобрёл насос, который откачивает со стрелочных переводов талую воду. Он придумал простую, но потрясающе удобную вещь при постройке повышенного разгрузочного пути на станции Бурундуки: путь устанавливали на бетонные конструкции и рассчитали так, чтобы за их металлические ушки закрепились шпалы. Он сконструировал для хранения путевого инструмента пирамиду, которая запирается на замок – и тот, кто попадёт в кладовую путейцев без приглашения, ничем там не сможет поживиться. Буинские путейцы испытали его «огненную тележку». На борьбу с травой, растущей в колее, расходуются тонны дорогостоящего и опасного для среды, для здоровья путейцев гербицида. Ещё сложнее пытаться эту траву выпалывать с корнем. Ильин построил рассчитанное на ширину колеи приспособление на колёсах, которое траву обжигает пламенем газовых горелок. Попробовали: на линии с бетонными шпалами одной обработки хватило на несколько лет.

Но лучшей своей разработкой Виктор Ильин считает особый комплект бланков для работы путейцев в докомпьютерную эру. Они помогли сэкономить дистанции немало сил, средств и рабочего времени. Судите сами. Сотрудники дистанции, отправившиеся с утра по своему околотку, находили свеженький дефект. О нём надо было немедленно доложить. И докладывали. При этом мастеру всё объясняли на пальцах: «Там... повыше немного... слева...» Это «слева» долго искали потом пришедшие на место монтёры и, случалось, не находили. Ильин предложил очень простую вещь: обнаруживший дефект всего-навсего заполнял бланк, отвечал в нём на несколько вопросов и делал пометки на нескольких схемах. Если всё написано и нарисовано правильно, место можно было найти моментально, а ещё до выезда специалист оценивал, насколько срочно надо туда выезжать. Или взять такую проблему, как выявление кустов из гнилых шпал. Обычно о них судят по тому, каков их процент к общему числу шпал данного километра. Но цифра-то может быть вполне благостной, зато все эти три, скажем, гнилых процента сосредоточены в одном месте. А если так, то по участку при всей приятной отчётности лучше не ездить. Ильин и здесь завёл бланки: помечаем крестиком на схемах сгнившие шпалы конкретной сотни метров или брусья под стрелочным переводом, и всем всё ясно. Бланки помогли не только быстрее искать дефекты: стало ясно, как эффективней расходовать недешёвые материалы.

После того, как о бланках Ильина рассказал в 2002 году «Гудок», с разных дорог в Буинскую дистанцию пути пошли письма с просьбой прислать образцы.
А ещё его принципом в дистанции была красота. Спасёт ли она мир, это отдельный вопрос, но, по мнению Ильина, она на железной дороге функциональна: и глаз радует, и дисциплинирует. Его подчинённые никогда не бросали навалом материалы и инструмент – всему было определено постоянное место, всё аккуратно прибрано и постоянно готово в дело. Любой участок Буинской дистанции был узнаваем. Виктор Ильин нашёл единомышленников, и они так оформили все постройки на околотках, что любо-дорого  посмотреть. Представляете, вы подъезжаете к станции и читаете на стене табельной цитату из Чехова?

Ильин проработал в Буинской дистанции пути больше тридцати лет, в том числе – начальником. А когда её полигон присоединили к соседней, Юдинской, ушёл на пенсию.
Но кто же такому человеку позволит сидеть без дела? Прошло совсем немного времени, и ему позвонили из Казанского техникума железнодорожного транспорта. Рассудили, что из него должен получиться замечательный преподаватель специальных дисциплин для путейцев. В конце концов, он – из учительской семьи.

Так оно и вышло. И вот уже восемь лет он ведёт для студентов занятия по устройству, техническому обслуживанию и эксплуатации железнодорожного пути, дефектоскопии рельсов, помогает осваивать новые профессии и повышать квалификацию тем, кто работает в путевом хозяйстве.
Потому в эти ноябрьские дни, когда Виктор Ильин отмечает юбилей, его будут поздравлять не только коллеги, сослуживцы, но и сотни бывших учеников. А в то, что ему исполняется уже 70 лет, поверить просто невозможно.
Николай Морохин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30