13 декабря 2018 02:35

В пути безопасно!

Страж порядка должен быть смелым, честным, находчивым, готовым в любой момент встать на защиту интересов своего государства и народа

В России 10 ноября ежегодно отмечается День сотрудника органов внутренних дел. Праздник берёт начало в 1917 году. Тогда было принято постановление НКВД РСФСР «О рабочей милиции» и создана силовая структура. Сегодня к торжествам имеют отношение все, кто является служащим Министерства внутренних дел. В том числе и сотрудники транспортной полиции, с которыми мы встречаемся, отправляясь в путешествие на отдых либо в командировку. От их работы зависит наша безопасность в пути.

3-1.jpgРустам Бабаев, начальник Ижевского ЛО МВД России на транспорте, подполковник полиции


– Рустам Каджарович, каждый линейный отдел транспортной полиции имеет свои особенности. Чем, на ваш взгляд, отличается Ижевский линейный отдел?



– В зоне ответственности нашего отдела находятся три вида транспорта. В обязанности транспортной полиции входит обеспечение правопорядка и безопасности перевозки пассажиров и грузов как по железной дороге, так и на судах речного и воздушного транспорта. В зоне обслуживания отдела – 1091 км железных дорог, 196 км акватории реки Кама и аэропорт. И у каждого вида транспорта есть, как вы понимаете, своя специфика. Мы обязаны хорошо её знать.


Ещё одной особенностью нашего линейного отдела является то, что зона обслуживания расположена в 5 регионах РФ – Удмуртии, Татарстане, Башкортостане, Пермской и Свердловской областях. В плане оперативной работы необходимо организовать взаимодействие на уровне министерств и главков с каждым субъектом федерации, в том числе с учётом территориальной подведомственности. На работу транспортной полиции оказывает влияние даже социально-политическая и экономическая обстановка в регионах. Чем беднее регион, тем больше происходит там разного рода хищений.
В регионах, обладающих более стабильной экономической обстановкой, чаще совершаются преступления коррупционной направленности: взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями и другое.


Производственная специфика региона также имеет немалое значение. Например, в Пермской области больше преступлений, связанных с транспортировкой леса и пиломатериалов. Ижевск известен как сталеплавильный регион, сюда идут вагоны с металлоломом для переплавки. Следовательно, больше преступлений, связанных с хищением металлов.


Есть и историческая особенность. За более чем 90 лет, прошедших с того момента, когда Ижевску был придан статус города, некогда заводской посёлок превратился в крупный промышленный центр. Вместе с новыми заводами выросла инфраструктура города, увеличился грузооборот, появился собственный аэропорт. И наш линейный отдел также вырос вместе с регионом. Если раньше головной отдел транспортной тогда милиции располагался в Агрызе, а Ижевск был тупиковой станцией, то сейчас Ижевск – это крупная узловая станция, и, естественно, головной отдел также переместился в Ижевск. Наш отдел растёт вместе с регионом: от небольших линейных пунктов на вокзалах до многочисленного профессионального коллектива, в котором представлены все направления работы транспортной полиции.


– В инструкции ещё досоветского времени для сотрудников жандармерии, занимавшихся надзором за порядком на железной дороге, есть такие строки: «Чины полиции должны исполнять служебные обязанности по совести, находиться при деле не для виду только, а для действительной пользы, вести жизнь честную и трезвую. И ни в чём не зазорную не только на службе, но и вне оной». Насколько это актуально сейчас для современных сотрудников транспортной полиции?


– Есть нравственные требования, которые находятся вне времени. Они не стареют. Мы и сейчас считаем, что сотрудник должен быть смелым, честным, находчивым, готовым в любой момент встать на защиту интересов своего государства и народа. В связи с этим качественное формирование кадрового состава является нашей приоритетной задачей. Средний возраст сотрудников Ижевского ЛО – 35 лет. Более половины из них имеют высшее образование, у остальных – среднее специальное. Коллектив молодой, работоспособный и устремлённый в будущее. Но наш потенциал, я считаю, ещё не до конца раскрыт.


– Есть ли отличия в работе сотрудников транспортной полиции от работников территориальных органов внутренних дел?


– Сложность нашей работы состоит в том, что сотрудникам приходится постоянно работать в движении. Порою преступление совершается, когда поезд проходит по территории одного субъекта, а уже через несколько часов преступник оказывается в другом районе или городе. Поезд уходит из региона, переезжает в зону обслуживания другого линейного отдела. Нередко потерпевшие-пассажиры обнаруживают факт хищения в утреннее время, а за ночь поезд проходит значительное расстояние, многие пассажиры выходят на промежуточных станциях. Раскрывать преступления по горячим следам сложно. Надо оперативно собрать все доказательства, найти следы, оставленные преступником, изъять вещественные доказательства. Для работы в таком темпе требуется профессионализм, высокая скорость оперативных и следственных действий, предельная наблюдательность. Кроме этого, с учётом транспортных передвижений за фигурантами наших уголовных дел мы порою ездим по всей стране.


Если сказать коротко, то главное отличие – это то, что связано с обеспечением безопасности транспорта и перевозимых с его помощью грузов. Помните известный рассказ Чехова «Злоумышленник» о том, как мужик отвинтил гайку на железнодорожных путях? Времени с тех пор прошло много, а вредителей меньше не стало. Бывает, что на рельсы подкладывают посторонние предметы, в стрелки набивают камни, разбивают семафоры и т.д. В основном так «забавляются» несовершеннолетние, в первую очередь, те, кто оставлен без внимания взрослых. А вот взрослые несознательные граждане до сих пор пытаются разобрать железную дорогу по винтикам и сдать на металлолом, не понимая, что это очень серьёзное преступление, которое может привести к крушению поезда. Конечно, вопрос обеспечения безопасности перевозимых по железной дороге грузов также находится в зоне нашей ответственности. Но самое главное – недопущение фактов терроризма или захвата заложников. У нас ведётся активная профилактическая работа в этом направлении.


– Эффективность работы сотрудников полиции во многом зависит от тесного взаимодействия с общественностью. Как осуществляется такая связь?


– В соответствии с федеральным законодательством, транспортная полиция ставит перед собой цель завоевать доверие общества и поддержку граждан. Для этого при Ижевском ЛО МВД России на транспорте создан Общественный совет, в который входят представители организаций транспортной инфраструктуры, общественных организаций правоохранительной направленности, а также региональных средств массовой информации, религиозных конфессий. На заседаниях Общественного совета обсуждаются вопросы взаимодействия общества и полиции, решаются проблемы, возникающие на стыке интересов гражданского общества и органов правопорядка. Члены Совета активно участвуют в пропаганде правовой культуры, укреплении дисциплины и законности в деятельности полиции, проводят профилактику правонарушений и преступлений.


В сентябре мы провели уже ставшую традиционной акцию «Час пассажира», изучили общественное мнение об уровне безопасности граждан на объектах транспорта. Мы беседовали с людьми на вокзалах и в поездах. Результаты оказались неплохими. Большинство наших собеседников признались, что чувствуют себя под защитой полиции. Они сообщили, что не припоминают ситуаций, когда сотрудники транспортной полиции нарушали бы права граждан или не оказывали помощь в момент обращения к ним.


– Рустам Каджарович, более двадцати лет вашей жизни посвящены работе в полиции. Путь пройден поистине классический – от постового милиционера до начальника отдела. И сейчас уже третий год вы возглавляете коллектив. Что помогает вам оставаться на протяжении всех этих лет верным профессии?


– Я пришёл в милицию после срочной службы. Начинал рядовым милиционером в райотделе Нижнего Новгорода. У меня были хорошие наставники, они помогли мне увидеть главное в профессии – заботу о безопасности людей. Я понял важность этой задачи и постепенно стал привыкать к трудностям службы. Были и радостные моменты, особенно когда удавалось раскрыть преступный замысел, задержать преступников. В 2011 году мне предложили пост заместителя начальника полиции в речном порту Нижнего Новгорода. Так началась моя карьера в транспортной полиции. Позже возглавил линейный отдел полиции в аэропорту «Стригино». Пришлось познакомиться с особенностями работы воздушного транспорта и организацией безопасности крупного аэропорта. С 2016 года я возглавляю Ижевский ЛО МВД России на транспорте. И сегодня могу сказать, что уже хорошо знаком с особенностями организации грузовых и пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Здесь в полной мере мне пригодился опыт предыдущей работы в речном и воздушном портах. Я люблю свою работу, чувствую огромную её важность и ответственность за каждый свой шаг. Знаю, что для успеха нужно, прежде всего, работать. И коллектив со мной в этом согласен.

Беседовала Ольга Рожкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30