24 октября 2018 01:34

Суровый урок

Технологическая документация должна своевременно и постоянно обновляться

12 августа благодаря чётким и грамотным действиям локомотивной бригады было предотвращено возгорание на локомотиве ЧС4Т, следовавшем с пассажирским поездом Уфа – Санкт-Петербург.
В 15 часов 33 минуты на электровозе сработала защита, отключившая тяговое оборудование. Локомотивная бригада, состоящая из машиниста электровоза Алексея Спирченкова и помощника машиниста Александра Гурьянова эксплуатационного локомотивного депо Горький-Сортировочный, согласно инструкции немедленно приступила к поиску неисправности, возникшей в пути следования. Истину удалось установить быстро. Вынужденная остановка была вызвана оплавлением диодов тягово-выпрямительной установки с угрозой возгорания всего оборудования, так как имела место утечка очень легко воспламеняющегося парафина. Недобрые события развивались: начали оплавляться и конденсаторы, что могло привести к вовсе неприятным последствиям.

Локомотивная бригада не растерялась: в целях профилактики «пролила» из огнетушителей потенциально огнеопасные участки и тем самым предотвратила пожар на электровозе. Устранив непосредственную угрозу, работники вызвали вспомогательный локомотив. Задержка пассажирского поезда составила почти полтора часа. Общее время задержки по всем видам движения – 16 часов.
Что же случилось?

Исходные данные. Электровоз ЧС4Т № 447 был приобретён в Чехословакии и принят в эксплуатацию в 1981 году. Изначально тягово-выпрямительная установка была оборудована «родными» диодами от концерна «Шкода». Прослужили они ровно двадцать лет. Затем их заменили рекомендованными к эксплуатации деталями отечественного производства на Новосибирском электровозостроительном заводе.
– В отличие от кузова износ электро-оборудования на электровозах происходит значительно интенсивнее, поэтому и необходимость в замещающих деталях возникла довольно быстро, – рассказал главный инженер Горьковской дирекции тяги Владислав Корочкин. – Подчеркну, что замена на отечественные детали спланирована заранее. Эти детали рекомендованы к эксплуатации.

Однако что-то не учли, и это очевидно. Если локомотивная бригада в процессе работы не допустила технологических нарушений, то тогда вопрос остался открытым. Тем более что «чехи», несмотря на достаточно немолодой, если не сказать, преклонный возраст, и сейчас считаются одними из самых надёжных в эксплуатации электровозов.
В ходе расследования удалось установить, что в сервисном локомотивном депо Киров-Вятка не обновлена технологическая документация по сервисному обслуживанию выпрямительных установок. А значит, по причине изначально неправильного планирования не соблюдён необходимый порядок обслуживания. Видимо, не был учтён факт замещения импортного оборудования, поэтому так всё и вышло. Инженер руководствовался имеющейся на тот момент документацией, поэтому непосредственного исполнителя, ответственного за обслуживание диодов, в халатности обвинять некорректно. Тем не менее событие отнесено за СЛД Киров-Вятка исключительно по причине того, что на предприятии не обновляется техническая документация по данному оборудованию.

– Этот недочёт в планировании работы должен стать суровым уроком на будущее, – подчеркнул Владислав Корочкин.
Леонид Акопов