19 декабря 2018 14:58
Специальный проект 'Под знаком качества'

Исключили дублирование операций

Экономический эффект от внедрения проекта достигается за счёт оптимизации штата осмотрщиков-ремонтников вагонов

На совершенствование техпроцессов технического обслуживания и текущего отцепочного ремонта вагонов, а также на сокращение эксплуатационных расходов нацелена Программа внедрения проектов бережливого производства, реализуемая в вагонном хозяйстве Горьковской дирекции инфраструктуры в текущем году.

1-пзк.jpgАлександр Конов, начальник технического отдела службы вагонного хозяйства Горьковской дирекции инфраструктуры


Программа включает в себя 16 проектов улучшений технологических процессов, которые внедряются в четырёх эксплуатационных вагонных депо: Горький-Сортировочный, Лянгасово, Агрыз и Юдино. Из них два проекта – мультифункциональных (связанных с совершенствованием техпроцессов смежных хозяйств), одиннадцать – функциональных (направленных на устранение потерь собственных процессов), три – тиражируемых (распространение передовых решений, внедрённых ранее в одних структурных подразделениях хозяйства на другие подразделения или производственные участки).


Целевые показатели экономической эффективности установлены хозяйствам, дирекциям на основании плана по экономии затрат от реализации проектов бережливого производства на 2018 год, утверждённого заместителем генерального директора – главным инженером ОАО «РЖД» Сергеем Кобзевым. Для вагонного хозяйства Горьковской дирекции инфраструктуры этот показатель составляет 6,5 млн руб.


Один из наиболее эффективных проектов, внедрённых в первом полугодии в вагонном хозяйстве, связан с изменением технологии технического обслуживания грузовых поездов на пунктах технического обслуживания (ПТО) сортировочных станций. «Оптимизация процесса технического обслуживания грузовых поездов в парках прибытия и отправления на пунктах технического обслуживания поездов сортировочных станций» – так он называется.


Ранее на ПТО сортировочных станций применялась Единая технология технического обслуживания составов грузовых поездов на сортировочных станциях, утверждённая распоряжением ОАО «РЖД» от 13.07.2010 г.
№ 1518р. Она предусматривала проведение технического обслуживания грузовых поездов в парках прибытия и отправления, осмотр вагонов с пролазкой по двенадцати позициям. Часть производственных операций при техническом обслуживании поезда в парке прибытия и подготовке его к отправлению дублировалась.


Технологией определены нормативы времени на осмотр одного вагона в поезде. В парке прибытия на осмотр вагона отводится 2,32 минуты, на один поезд – 30 минут. В парке отправления норматив времени на осмотр одного вагона в поезде своего формирования составляет 5,01 минуты, на осмотр одного поезда – 45 минут.  

В парке прибытия техническое обслуживание вагонов производила бригада из трёх групп, в каждой из которых было по два осмотрщика-ремонтника вагонов. То есть в общей сложности – шесть человек.


В парке отправления техобслуживание выполняла бригада из семи групп, в каждой – по одному работнику (для сохранения единообразия будем всё-таки называть их группами – как и значится в технологии техобслуживания грузовых вагонов). Итак, ещё семь человек.


Картирование производственного процесса показало неэффективность использования людских ресурсов при такой технологии и позволило определить те элементы процесса, которые не создают ценности. Совершенствованием технологии занялась рабочая группа проекта, которую возглавил главный инженер службы вагонного хозяйства Сергей Александров. В группу вошли специалисты технических и экономических отделов службы вагонного хозяйства и эксплуатационных вагонных депо.


За основу взята Технология технического обслуживания грузовых поездов в парках прибытия и отправления на пунктах технического обслуживания сортировочных станций № 825-2017 ПКБ ЦВ. Её доработали, привязали к местным условиям, исключив дублирующие операции.


1-3пзк.jpgНовая технология утверждена первым заместителем начальника ГЖД Александром Процким. Она определяет порядок работ в парках прибытия и отправления на ПТО сортировочных станций, участвующих в техническом обслуживании составов грузовых поездов. Перечень работ и операций установлен в соответствии со схемами последовательности контроля технического состояния грузовых вагонов. Ремонтные работы, которые выполняются при осмотре, чётко распределены между парками прибытия и отправления.


Техническое обслуживание и безотцепочный ремонт составных частей грузового вагона производится осмотрщиками-ремонтниками вагонов ПТО парка прибытия. Поезда осматриваются параллельно: с двух сторон одновременно. Осмотр производит бригада из четырёх групп, в каждой из которых по два осмотрщика-ремонтника. Всего – восемь человек. В границах своего обслуживания они производят отпуск тормоза у каждого вагона и визуальный осмотр с пролазкой по двенадцати позициям, а также выполняют ремонтные работы в соответствии с местным технологическим процессом.


В парке отправления техническое обслуживание вагонов проводит комплексная бригада, состоящая из двух функциональных групп. Первая (в неё входят два осмотрщика-ремонтника) осуществляет соединение рукавов и осмотр вагонов по пяти позициям, включение автотормозов у вагонов, замер давления в тормозной магистрали. Вторая группа (четыре осмотрщика-ремонтника) производит полное опробование тормозов, безотцепочный ремонт пневматической части тормозного оборудования, регулировку тормозной рычажной передачи. Норматив времени на техобслуживание составляет 0,62 минуты на один вагон для первой группы, 1,99 минуты на один вагон – для второй.


Экономический эффект от внедрения проекта достигается за счёт оптимизации штата осмотрщиков-ремонтников вагонов (на 16 человек). При старой технологии затраты на оплату труда работников, занятых на этих операциях в двух депо, и соответственно отчисления на социальные нужды превышали 152 млн руб. в год. После внедрения проекта бережливого производства они составят 145,43 млн руб. Таким образом, экономический эффект от внедрения проекта – 6,78 млн руб.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31