21 сентября 2018 00:15

Электроток – дело тонкое

Стёртые подошвы, высота и экстремальная погода энергетиков не пугают

Анатолий Александрович Узинцев посвятил всю свою жизнь хозяйству электроснабжения. На пенсию вышел более десяти лет назад, но с ностальгией вспоминает о былых днях.

У истоков пути

– Работа эта очень ответственная: высота, движение поездов и высокое напряжение. Техника безопасности должна быть на максимальном уровне. Работа с электричеством требует большого внимания, дисциплины. И не только собственной, но и каждого сотрудника дистанции электроснабжения в отдельности. У нас говорят, что энергетик – тот же сапёр: ошибиться может лишь раз.


В семье Анатолия железнодорожников не было. Отец ушёл на войну, откуда так и не вернулся, и мальчик рос с мамой и бабушкой. Мечтал попасть на железную дорогу с самого детства, даже сразу определился со специальностью, которой впоследствии был верен всю свою жизнь.


– Я жил на станции Кузоватово Куйбышевской дороги. Мы с мальчишками приходили к железной дороге и наблюдали за идущими паровозами. А когда у нас началась электрификация, я смотрел, как работали монтажники, и восхищался их мастерством. Это, наверное, и сподвигло идти на железную дорогу именно энергетиком – для меня это до сих пор самая романтичная должность.


После школьной десятилетки Анатолий Александрович окончил Куйбышевский железнодорожный техникум. Начинал работать на Сызранском участке электроснабжения Куйбышевской дороги электромонтёром района контактной сети. На Инзинском участке – старшим электромехаником, а позже стал начальником дистанции контактной сети.


Капризная, но любимая!

Анатолий Александрович вспоминает, что во время капитального ремонта пути работники электроснабжения всегда приезжали на место работ первыми, а уезжали – последними.

– Энергетик – это такая капризная специальность! Ветер – плохо, ливень, гроза – плохо, мороз или жара – ещё хуже. Хорошо только, когда отпуск, и то, если успеешь уехать, – смеётся Анатолий Александрович.


Через специально созданный главк электроснабжения МПС велись поиски желающих принять участие в электрификации Южно-Уральской железной дороги. Анатолий Александрович откликнулся на предложение и проработал пять лет на участке Карталы – Орск, начиная со старшего инженера контактной сети и дойдя до заместителя начальника дистанции электроснабжения.


– Сам я уроженец Южного Урала, но вырос в среднем Поволжье, в Ульяновской области. К Уралу я никак не мог привыкнуть, и, когда началась электрификация пригородного движения Арск – Казань – Свияжск – Волжск, меня приняли туда на работу.


В Юдинской дистанции электроснабжения Анатолий Узинцев начал работать с 1972 года. Был принят сразу старшим инженером техотдела, а уже через четыре года его назначили заместителем начальника дистанции по контактной сети. В этой должности он и оставался до самого ухода на пенсию – почти 25 лет. Говорит, карьерного роста и не хотелось – самая подходящая для него должность.


– Машинисты не случайно прозвали меня крёстным папой. Бывали пережоги контактной сети, изломы токоприёмников – приходилось выезжать на место, расследовать и находить виновных, конфликтовать. Я ведь всегда старался докопаться до истины, а не свалить вину на кого-то: лишь бы отмыть мундир. А подчинённым говорил, что, в первую очередь, в работе надеяться на себя.


Когда Канашскую дистанцию электроснабжения ликвидировали, Юдинская стала работать на всё Казанское отделение – ни много ни мало 1026 км контактной сети, которую обслуживают девять районов контактной сети, восемь районов по электроснабжению и столько же тяговых подстанций. ЭЧ Юдино и по сей день обслуживает устройства электроснабжения железных дорог в семи федеральных субъектах России (Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Мордовия, Марий Эл, Чувашия, Ульяновская и Кировская области).


– Когда в 80-х годах началась магистральная электрификация, мы принимали непосредственное участие в приёмке устройств у монтажников и строителей – практически месяцами были на линии, – вспоминает Анатолий Александрович.


В 1983 году стартовал процесс электрификации с переводом на переменный ток. Чтобы переключить все устройства с постоянного тока – от Арска и до Юдина – Свияжска – Волжска – давалось всего восемь часов. Основные работы, конечно, были выполнены заранее, но в те часы на линии трудился практически весь оперативно-ремонтный персонал. Это было кульминацией всей работы, но коллектив с задачей справился.


Тысячи шагов ради прогресса

Одним из самых значимых периодов в своей карьере ветеран считает электрификацию движения от Свияжска до Албабы через Ходяшево. Эту работу железнодорожники выполнили своими силами, используя материалы из запаса. Руководителем процесса был назначен как раз Анатолий Узинцев. За два года был выполнен большой объём работ: 30 км контактной сети, в том числе 870 опор и опорных конструкций, анкера и фундамент – всё установлено силами эксплуатационного персонала.


– Сколько я порвал там ботинок! – высоко подняв брови, рассказывает пенсионер. – За день надо всех несколько раз обойти. Кому-то что-то подсказать, помочь, выслушать все вопросы и постараться их решить. А иной раз и жёстко спросить с исполняющих.

За электрификацию участка Анатолий Узинцев получил звание заслуженного энергетика республики Татарстан, а за электрификацию магистральную – почётного железнодорожника.


– Как я решил быть железнодорожником, так им на всю жизнь и остался – никуда меня больше не тянуло, – рассказывает ветеран. – Несмотря на все трудности, я никогда не жаловался. Ведь когда видишь, что ты соучастник важного процесса – получаешь моральное удовлетворение. И трудишься не ради наград и званий – просто чувствуешь себя маленьким патриотом железнодорожного транспорта.


Электрификация не только развила перевозочный процесс, но и изменила целую структуру. Так, в корне поменялась система работы у эсцебистов, связистов, локомотивщиков и работников других структурных подразделений – а это особенно важно для развития железных дорог.


– Есть у русских людей такая пословица: «Глаза боятся, а руки делают». Когда ты видишь, что при твоём непосредственном участии выполнена такая колоссальная работа и что вот они, электровозы, пошли – это не может не радовать.


Важней всего погода в доме

Анатолий Александрович верен, что за плодотворный труд на железной дороге нужно благодарить не только непосредственных работников, но ещё и их родных и близких:


– Семьям железнодорожников, в том числе и моей специальности, надо тоже отдать должное. Ни одной ночи почти не проходило, чтобы мне не позвонили с работы. А если сам проснулся, то и все не спят! Им надо давать звание героинь за то, что они с нами прошли эту сложную жизнь работников-энергетиков.


Кстати, дети Анатолия Узинцева по стопам отца не пошли, зато внук Ваня сейчас учится в Казанском железнодорожном техникуме – на движенца. Вуз выбрал по совету деда.


Несмотря на занятость, Анатолий Александрович всё же находил время ещё и для своего хобби – занятий спортом. Теперь, конечно, возраст уже не тот, но к активной жизни приобщается всё равно – через телевизионные трансляции. А пять матчей прошедшего чемпионата мира по футболу вообще удалось посмотреть в Казани вживую – с трибуны.

– А какой вид спорта самый любимый? – интересуюсь я.

– А я все люблю, – признаётся ветеран. – Волейбол, хоккей, а футболом вообще занимался до 70 лет!


Не просто работа

С самого начала нашего разговора я заметила в руках у Анатолия Александровича нотный лист с текстом гимна электрификаторов железных дорог, который он зачитал мне с большим удовольствием.


«Кажется, нехитрая она,

Тонкая контактная подвеска.

Требует настройки, как струна.

Требует внимания, как невеста…

…К трудностям привыкли мы давно,

И какая б ни была погода,

Мы питаем током всё равно

Поезда в любое время года».


Вот что значит «работа вдохновляет»!

Диана Литвинова