21 сентября 2018 18:30

Подсказки разрешаются

Конкурс – как соревнование и возможность обсудить проблемы во вверенном хозяйстве

13 августа в конкурсе профмастерства среди работников путевого хозяйства впервые приняли участие начальники техотделов, инженеры техотделов по бесстыковому пути и диспетчеры дистанций. Конкурс показал, насколько расширился и повысился круг обязанностей инженерно-технического состава путейцев.
Так, диспетчера дистанции пути по степени полномочий едва ли не приравняли к руководителю предприятия  при принятии того или иного решения, как оперативного, так и в сфере соблюдения техники безопасности и охраны труда.

– Диспетчер дистанции пути в отсутствие руководителя предприятия имеет право требовать от начальников участков, мастеров и бригадиров пути соблюдения правил безопасности проведения путевых работ, вплоть до запрета, в случае грубых нарушений. Например, когда работы по содержанию пути предусматривают наличие десяти монтёров, а бригадир располагает меньшим количеством. Это создаёт фактор повышенного риска. Диспетчер дистанции пути перестал быть просто распределителем персонала и контролёром, – рассказал диспетчер ПЧ Арзамас Вадим Новиков.

Первый этап – сдача тестового зачёта по программе «КАСКОР». Заглянув в вопросник, можно убедиться, что он вполне адаптирован под специальности конкурсантов. «Коварство» вопросов заключено в том, что ответы требуют не только знаний, но и умения думать и рассуждать. Наверное, это правильно, потому что работа в путевом хозяйстве без логики, умения правильно расставить приоритеты – немыслима. Разумеется, основная масса вопросов была на доскональное знание. Они касались правил обслуживания пути, порядка предоставления и открытия технологического окна, распределения по ответственности по разным видам обслуживания и ремонта пути или скоростного режима специальной техники от ДПМ или ДРП.

Удивило то, что конкурсантам разрешили пользоваться всем набором технической литературы. И даже Интернетом. Лимит времени – не ограничен.
– Все специалисты прошли региональный отбор, сюда явились лучшие. В своей повседневной работе они тоже пользуются документацией всех видов, поэтому запретить подсказки – это неразумно. Другое дело, что документацией нужно уметь правильно пользоваться, – рассказала начальник сектора бесстыкового пути службы путевого хозяйства Горьковской ДИ Татьяна Скобелева.

Зато к руководящему составу дистанций пути и выше – совсем другие требования. Так, в период сдачи тестов на уровне Центральной ДИ отводится лимит 60 минут. За это время надо ответить на сто вопросов. Если не уложиться в отведённое время, то оставшиеся без ответа вопросы будут засчитаны как ошибочные. А это снизит общий процентный коэффициент правильных ответов у сдающего.

Так или иначе, Татьяна Скобелева постоянно находилась рядом и старалась никого не оставлять без поддержки. Ведь ошибки от неправильно понятого вопроса никому не нужны. Тест – это как шахматы, где передумать и переиграть ход нельзя, даже если спохватился.

Вторая часть конкурса носила не соревновательный, но не менее интересный характер. Обсуждались проблемы содержания бесстыкового пути. Это актуально, потому что к таковым относится более 90% главных и более 30% станционных путей. Их содержание требует абсолютно иного технико-технологического подхода. Несоблюдение технологии может привести к серьёзным изъянам «бесстыка». Известно, что сварной шов на бесстыковом пути в любом случае является зоной риска и повышенного внимания. Небезынтересно было узнать и о безнадёжно уходящих в прошлое расходных материалах в хозяйстве пути. Так, завершается применение рельсовых скреплений типа «КБ» и рельсов маркировки «R-43». Документация по ним закрывается, пополняемый запас возобновляться больше не будет.

Обсуждалось и другое. Например, то, что с повышением уровня общего технического и технологического содержания пути вопрос профессиональной подготовки персонала приобретает острую актуальность. Так, наличие высшего профильного образования для вновь назначенных инженеров и начальников техотделов и диспетчеров дистанций становится обязательным.

Тестирование по программе «КАСКОР» – основной соревновательный этап конкурса. Процентный балл у большинства участников был достаточно высоким и равным. Для них третий этап решал всё. Конкурсантов разделили на три группы в зависимости от специальности. И – собеседование, которое, впрочем, больше было похоже не на опрос, а на круглый стол, где обсуждались актуальные вопросы содержания пути, ведения технической документации, недопущения несоответствий. Знания диспетчеров проверил главный инженер службы пути Горьковской ДИ Алексей Морозов.

А вот и итог. Первое место среди диспетчеров дистанций пути уверенно занял Вадим Новиков из ПЧ Арзамас. Среди начальников техотделов победу в конкурсе одержала Светлана Вихарева из Ижевской дистанции инфраструктуры, лучшим инженером по бесстыковому пути признана Наталья Мокерова из ПЧ Сарапул.
Победители дорожного конкурса будут направлены на сетевую школу, которая состоится 27 – 28 сентября в Нижнем Новгороде.
Леонид Акопов