23 сентября 2018 14:53
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Елена Минина

Неисчерпаемый ресурс идей

От воплощения идеи – к реализации проекта бережливого производства

Сегодня расскажем об уникальном опыте отделения по ремонту и восстановлению приёмных катушек АЛСН производственного участка Горький – Муром Горьковской дирекции по ремонту тягового подвижного состава.

4-1пзк.jpgНебольшая, но важная деталь

Приёмные катушки входят в состав автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа, которая облегчает условия труда машиниста и повышает безопасность движения поездов. Они были разработаны и внедрены ещё в 30-х годах прошлого века. Да, с тех пор они видоизменялись, но не очень сильно. Основная задача приёмной катушки – обеспечение индуктивной связи приёмника с электрическими рельсовыми цепями и приём кодовых сигналов автоматической локомотивной сигнализации.


– При ремонте катушек всегда возникала одна и та же проблема. Завод-изготовитель использует в них втулки из дерева, которые быстро разрушаются, и это приводит к снижению изоляции и ухудшению приёма сигнала. Мы попробовали заменить деревянные втулки на изготовленные из капрона, – рассказывает Юрий Шеянков, мастер участка производства Муром.


На предприятии уже была литейная машина для пластмассы. Изготовили чертежи, сделали пресс-формы, и со временем все деревянные детали в приёмных катушках АЛСН стали заменять на капроновые – как имеющие больший ресурс работоспособности.


Кадры решают

Нельзя не акцентировать внимание на личности самого новатора. Сегодня Юрий Шеянков руководит отделением по ремонту и восстановлению приёмных катушек (и тепловозных, и электровозных) на участке производства Муром. Именно он стоял у истоков его создания. За плечами Шеянкова – богатый трудовой опыт и множество наград от ОАО «РЖД». Так, в 2001 году ему было присвоено звание «Лучший рационализатор железнодорожного транспорта», в 2005-м Юрий Анатольевич награждён Почётной грамотой начальника ГЖД, в 2012-м – именными часами президента ОАО «РЖД», а в 2013-м решением руководства холдинга ему было присвоено звание «Лучший мастер на железнодорожном транспорте».


– Знаете, я считаю, что на железной дороге всегда будет поле деятельности для инновационных идей. Ведь самых разных технологических процессов и механизмов – великое множество, и даже при модернизации производства и внедрении новых технологий их замена не происходит мгновенно и повсеместно. Поэтому что-то будет устаревать, ну а мы обязательно внесём в этом случае проект улучшений, – улыбается Юрий Шеянков.


Муромский участок производства по ремонту устройств безопасности возглавляет старший мастер Павел Исаков. Трудовую деятельность он начинал слесарем по ремонту подвижного состава, поэтому в своём деле разбирается досконально. Павел Исаков также имеет многочисленные поощрения и награды. А всем производственным участком Горький – Муром вот уже более трёх лет руководит Николай Сибиль – высококвалифицированный специалист, грамотный организатор работы всего коллектива.


Технология ремонта

Расскажем немного о том, как проходит восстановление катушек АЛСН. Итак, если катушка не отвечает заданным техническим параметрам, её отправляют в ремонт. Во время проведения восстановления катушку очищают, разбирают и помещают в нагревательную печь. Под приёмной катушкой размещается поддон для сбора битумной массы, выплавление которой происходит при закрытой крышке электропечи. Уже остывшую приёмную катушку закрепляют в тисках и начинается сам процесс восстановительного ремонта. Затем – предварительная сборка и заливка битумной массой. После остывания выполняется полная сборка катушки. В итоге она помещается на испытательный шлейф, где выполняются работы по замерам её параметров на соответствие с нормативными документами. Как видим, в процессе очень много операций.


Пошли дальше

Использование капроновых втулок при ремонте катушек АЛСН привело к увеличению межремонтного интервала, надёжности крепления, сопротивления изоляции. На Муромском производственном участке есть возможность производить восстановительный ремонт приёмных катушек, благодаря которому продлевается срок их службы. В марте текущего года технолог производственного участка Илья Носов пересмотрел технологический процесс в части выплавления битумной массы из внутренней полости корпуса приёмной катушки и проверки параметров приёмной катушки. Согласно прошлой технологической карте, температура плавления составляла 85 - 1200 С. Илья Носов предложил увеличить её до 95 - 1300 С. После ряда успешных испытаний изменения в технологическую карту были внесены. Тем самым удалось добиться сокращения времени на восстановительный ремонт приёмной катушки АЛСН. Ранее оно составляло 5 часов 24 минуты. Сегод-ня – 5 часов 4 минуты.


– Помимо использования капроновых втулок и изменения технологии плавления на нашем производственном участке нам удалось добиться практически безотходного процесса восстановительного ремонта приёмных катушек АЛСН. Так, наши работники могут из двух, трёх катушек собрать одну, используя только те детали, которые пригодны к эксплуатации. Можно сказать, что мы наладили свой выпуск приёмных катушек, – отмечает Павел Исаков.


Вот наглядные данные. Стоимость восстановительного ремонта приёмной катушки АЛСН составляет 4 449,94 руб. А новая, заводская деталь оценивается в 11 148,04 руб. Из четырёх производственных участков Горьковской дирекции по ремонту тягового подвижного состава пока только на участке Муром производственного участка Горький – Муром имеется возможность производить восстановительный ремонт приёмных катушек АЛСН. Причём, в последнее время отмечается рост по этому виду ремонта: ведь на участке Муром всегда готовы помочь своим коллегам с других производственных участков. Только за 5 месяцев 2017 года восстановили уже 91 приёмную катушку АЛСН. В настоящее время прорабатывается возможность создания единого центра ремонта приёмных катушек именно в Муроме. Таким образом, все подобные восстановительные работы будут проводиться в одном месте.


Данная технология восстановительного ремонта уже успела себя зарекомендовать на полигоне Горьковской железной дороги. Согласно проведённому анализу, отказов технических средств по неисправности приёмных катушек АЛСН в 2016 – 2018 годах допущено не было.

Елена Минина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30