24 сентября 2018 15:33
фото: Леонид Акопов

Жизненный опыт – на конкурсе и в пути следования

Для машинистов специальных путевых машин конкурсы профмастерства являются серьёзной проверкой на прочность теоретических знаний и практических навыков

На базе механизированной дистанции пути Ярославль состоялся второй этап конкурса профмас-терства Северо-Восточной дирекции по эксплуатации путевых машин. В номинации «Лучший машинист выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ВПР» машинист железнодорожно-строительной машины ПЧМ Нижний Новгород
Алексей Дериглазов занял первое место.
Только на таких специальных путевых машинах можно наблюдать удивительное явление – два машиниста в одной кабине и один помощник машиниста. Однако функциональные обязанности у них абсолютно разные. Один из машинистов выполняет обязанности обеспечения движения. Это машинист железнодорожно-строительной машины. Второй машинист выполняет операторские функции, обеспечивает исправность техники и её безотказность непосредственно на месте проведения окна. Помощник обязан следить не только за исправностью узлов и механизмов специальной путевой машины, но и за габаритами, тем самым обеспечивая безопасность движения машины. Он же наблюдает за обстановкой, чтобы вблизи не было ничего лишнего и никого постороннего.

В наше время на магистральной и маневровой тяге стараются, по возможности, не расформировывать локомотивные бригады, которые психологически и технически сработались. Что касается специальных экипажей выправочных машин, то они издавна формируются с расчётом на долгие годы. Одна из таких бригад – экипаж ВПР машиниста-транспортника Алексея Дериглазова.

– Экипаж нашей спецмашины ВПР сформировался ещё в 2013 году. В то время наша машина и мы вместе с ней были приписаны к ПМС-109 Горьковской ДПМ. Потом нас всех перевели в СПМС-318. Вот так, вместе с ВПР и бригадой к ней, – вспоминает Алексей Дериглазов.
Взаимопонимание всех членов экипажа специальной путевой машины – вопрос принципиальный.  Они не только знают свои непосредственные обязанности, но и умеют быстро и профессионально устранить неисправность в пути следования, непосредственно на месте проведения работ. В самом добром смысле слова, плечо друга придаёт уверенности.

Несколько слов о первом этапе конкурса на уровне предприятия (ПЧМ Нижний Новгород), который Алексей Дериглазов достаточно легко преодолел. Спокойно сдал тест на знание ПТЭ, далее ответил на вопросы по билетам. Машинист скромно оценивает доставшийся ему вопрос как несложный: регламент действий машиниста при выходе из строя радиостанции. Ответ простой: получить разрешение на движение в бумажном виде у дежурного по станции.
Практическое задание – «Ежедневный технический осмотр ВПР».

Сначала производится осмотр машины в нерабочем состоянии. Далее – правильность запуска, с последующей проверкой исправности узлов и механизмов ВПР уже в рабочем состоянии. Здесь важно не нарушить последовательность приёмки и подготовки специального подвижного состава. Необходимо отметить, что каких-либо обусловленных заранее, без ведома конкурсанта, неисправностей заданием не предусматривалось.

– С особыми психологическими сложностями я не столкнулся, потому что за многие годы работы научился не нервничать понапрасну, – поясняет Алексей.
И привёл в пример один поучительный случай из своей практики. Будучи ещё совсем молодым человеком, Алексей вёл тепловоз. И внезапно прямо на подъёме без всяких видимых причин вышла из строя вторая секция. Что делать? Неужели вставать? Опытный помощник машиниста спокойно ответил: «Разберусь, сам продолжай движение и постарайся не встать, я быстро». Уверенность помощника передалась машинисту, он не встал на подъёме, а помощник нашёл неисправность и устранил её. Вывод: не поддаваться в первые секунды паническому страху и всегда помнить, что в кабине ты не один.

Отправившись на региональный этап конкурса в Ярославль, в расположение Северо-Восточной ДПМ, Алексей Дериглазов знал, что лёгкой победы ждать не стоит. Нет, в себе он был уверен, но конкуренты, представленные ещё пятью ПЧМ, были тоже опытные и знающие. Алексей признался, что во время ответа на технический вопрос, прописанный в билете, он, что называется, слегка поплыл, начал говорить неуверенно. Но члены судейского комитета старались не нажимать, не перебивали, казалось, им хотелось понять, высвободится из «плывуна» машинист самостоятельно или нет?

– Собрался с мыслями, обрёл уверенность. И вспомнил старую поговорку. Дословно не приведу, но её смысл в том, что язык ни в коем случае не должен опережать голову. Не исключено, что члены комиссии по достоинству оценили моё умение собраться. Надо понимать, что в пути следования такое умение – это как раз то, что нужно машинисту, – поделился своим небольшим приключением на конкурсе Алексей Дериглазов.

А в пути следования может произойти всё, и готовым надо быть тоже ко всему. Специальная машина, как правило, может своим ходом пробежать до 200 км. Если больше, она обязана следовать под сторонней тягой. Но и этого, не самого большого расстояния, бывает вполне достаточно, чтобы продемонстрировать свои навыки. Так, Алексей вспомнил, как однажды на ВПР «вылетела» коробка передач. (Здесь необходимо пояснение. Управление специальной путевой машиной ВПР исходит не из позиций главного контроллера, как на тепловозе или электровозе, а с помощью гигантской коробки передач. Она напоминает КП от автомобиля КрАЗ. Та или иная передача приводит в движение карданный вал, как на автомобиле). Когда случается нештатная ситуация, машинисту надо за десять минут с момента остановки устранить неполадки или – альтернатива – вызвать вспомогательную тягу. Но, по признанию Алексея Дериглазова, осложнения в пути следования, которые нельзя было устранить на месте, ещё не случались.

Преодолев серьёзную конкуренцию на региональном уровне Северо-Восточной ДПМ, наш машинист готов отправиться в Волгоград на сетевой этап конкурса профмастерства. Алексей уверен: на везение полагаться нельзя, а на собранность и знания – обязательно.
– На такого надёжного человека можно положиться во всём, доверяя ему на расстоянии. Квалификация – это одно, а личная и производственная дисциплина – другое. Во всех трёх аспектах в Алексее Дериглазове сомневаться не приходится, – такую характеристику машинисту-транспортнику дала Мария Дрёмова, инженер по подготовке кадров ПЧМ Нижний Новгород Северо-Восточной дирекции по эксплуатации путевых машин.
Леонид Акопов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31