21 сентября 2018 02:48

«Первым делом, первым делом – о работе»

Искренняя улыбка, лёгкая походка, задорный огонёк в глазах. Да, есть такая особая категория людей, которые всегда выглядят моложе своего возраста. И Николай Николаевич Ковалёв – точно один из них.
Уже не в первый раз замечаю, что среди ветеранов-железнодорожников таких людей немало. Что характерно:  их жизнь была совсем не простой, а условия работы – зачастую очень тяжёлыми.

– Я просто знал, что дело должно быть сделано в срок и качественно. И не важно, что смена уже давно закончилась, что силы на исходе. В первую очередь всегда был требовательным к самому себе, – расставляет приоритеты Николай Николаевич.
В мае он отметил 80-летие. А сегодня мы вспоминаем, как в далёком 1955 году 17-летний Коля Ковалёв закончил десятый класс и размышлял, куда пойти учиться.
– Взял газету в руки, а там объявление: «Идёт набор в железнодорожное училище № 8». Было это в Магнитогорске, я там тогда жил. Думаю: пойду учиться на связиста, меня уже тогда привлекала сложная техника, инструменты, аппаратура… Ну, пошёл, подал документы, оказалось только, что не просто связистов там готовят, а эсцебистов, – улыбается Ковалёв.

Бердяуш. Так называлась станция на Южно-Уральской железной дороге, куда его направили по распределению, после окончания училища. Станция уже тогда была узловой: четыре направления, 126 стрелок. Начинал Ковалёв монтёром, затем стал электромехаником.

– Помню, старший коллега как-то вечером говорит: «Сегодня разнарядка пришла, езжай-ка ты в институт, в Свердловск, продолжи образование». Я отвечаю ему, что не очень-то хочется, всё и так устраивает. «Значит, скоро тебя в армию заберут, года на четыре, а в вузе через пять лет ты уже инженером станешь», – хитро улыбается коллега. Я подумал-подумал и решил, что лучше всё-таки в институт, – откровенно рассказывает Николай Ковалёв.  
Да, само понятие «карьера» тогда было вовсе не так значимо, как для многих сегодня.

В то время, спустя несколько лет после войны, молодые думали о том, что нужно восстанавливать страну, развивать её, строить для своих будущих детей. А ещё – им просто хотелось жить. Вот и Николаю Ковалёву в те годы думалось не о карьерной лестнице.

– На третьем курсе я уже женился. Девушку встретил в нашем же институте, на том же факультете автоматики, телемеханики и связи, только чуть постарше. В 1962 родилась наша первая дочь, а в следующем году жена институт закончила. И её направили в Кировское отделение, а я поехал с ней на преддипломную практику. В Лянгасово приехали уже втроём, семьёй, – вспоминает Николай Николаевич.

И жизнь понеслась, побежала по железным рельсам. В те годы шла электрификация Северного хода, и молодой специалист Ковалёв в этом процессе активно участвовал. Через два года, в 1964-м, в семье родилась вторая дочь.

– От Зуевки до Балезина я прошёл все перегоны с регулировкой. Жил в вагоне, на работе – в любую погоду, в любом настроении. Было ощущение, что от меня многое зависит. От своего дела получал удовольствие. Я как-то пытался подсчитать, получилось, что около 40 станций ГЖД «прошли через мои руки», именно я там участвовал в регулировке и вводе в эксплуатацию, – говорит о любимой работе Николай Ковалёв.

Затем талантливого старшего электромеханика назначили главным инженером ШЧ Шахунья. А после – начальником Казанской дистанции СЦБ.
– Скажу честно: думал не о себе, а о детях. Ведь в Казани больше перспектив для них было, чем в небольшом городке, – откровенно признаётся Ковалёв.
Впрочем, в нашем случае всё совпало. В должности ШЧ Казань Николай Николаевич был 25 лет, четверть века. Никому из железнодорожников не надо подробно объяснять, что это значит. Главное, что человек оказался на своём месте.

– Я не искал, где легче. Просто всегда хотел сделать лучше, правильно. В моё время было широкое поле для рационализаторских идей, сейчас, как мне кажется, оно стало несколько меньше. Но я уверен, что железная дорога будет всегда, и надо всем быть готовым к тому, что требования к железнодорожникам будут постепенно повышаться вместе с развитием новых технологий, увеличением скоростей и грузооборота, – такие перспективы видит опытный Николай Ковалёв.

За свой труд он отмечен множеством наград и званий: почётный железнодорожник, заслуженный работник связи Республики Татарстан, орден «Знак Почёта». Рядом с Ковалёвым – много друзей и дружная семья.
– Да, да, я даже дважды прадедушка! – и задорные огоньки в глазах вспыхивают ещё ярче.
Елена Минина