22 июня 2018 02:24

Испытание войной

В условиях военного времени делом первостепенной важности государство считало заботу о здоровье и материальном благосостоянии трудящихся. Так, в мае 1942 года на железных дорогах ввели дополнительное питание для работников, непосредственно связанных с движением поездов и перевыполнявших норму выработки. Так называемое «второе горячее питание» включало 50 г мяса или рыбы, 50 г крупы, 10 г жира и 100 г хлеба. В норму выдачи по карточкам оно не засчитывалось.

Начало в № 088 от 29.05.2018 г.


В условиях военного времени делом первостепенной важности государство считало заботу о здоровье и материальном благосостоянии трудящихся. Так, в мае 1942 года на железных дорогах ввели дополнительное питание для работников, непосредственно связанных с движением поездов и перевыполнявших норму выработки. Так называемое «второе горячее питание» включало 50 г мяса или рыбы,
50 г крупы, 10 г жира и 100 г хлеба. В норму выдачи по карточкам оно не засчитывалось.


Важную роль в снабжении продовольствием работников железнодорожного транспорта сыграло решение Правительства о создании на предприятиях отделов рабочего снабжения. Они имели широкую сеть магазинов, столовых, пунктов распределения питания. Были они и на станции Юдино.


Весной 1942 года вышел приказ НКПС «О развитии лунинского движения на железнодорожном транспорте». В условиях войны метод машиниста Н. Лунина со станции Новосибирск оправдал себя полностью. Суть его в том, что паровозные бригады своими силами, без участия комплексных ремонтных бригад, проводили промывочный и подъёмочный ремонт, экономя тем самым государственные средства, так необходимые для нужд обороны.


Новый метод применяли не только паровозные бригады, но и станционники, путейцы, ремонтники и связисты. Стрелочники, освоив путейские специальности, производили текущий ремонт стрелочных переводов. Первый, кого назвали последователем лунинского движения из станционных работников, была старший стрелочник сор-тировочной горки Мария Николаевна Сидорова. Позднее она была награждена медалью «За трудовую доблесть».

3.jpgВ годы военных испытаний сложился очень тесный союз юдинских железнодорожников и ленинградских. Он с самого начала был скреплён не только обязательствами социалистического соревнования, но и настоящей дружбой. В конце января 1943 года после прорыва блокадного кольца делегация из Ленинграда прибыла на станцию Юдино. Её возглавлял заместитель начальника политотдела Октябрьской железной дороги С. Н. Евстафьев. Он предложил ещё шире развернуть социалистическое соревнование между работниками Казанской и Октябрьской дорог.


Юдинцы поддержали призыв. «Мы работаем здесь, в тылу, на важнейшей магистрали, связывающей напрямую кузницу советского оружия Урал с центром страны и с фронтом; вы – непосредственно у линии фронта. Но у нас одна задача – это победа».


Есть ещё один эпизод, тесно связывающий Юдино с блокадным Ленинградом. Холодной зимой 1941 – 1942 гг. в детский дом, размещавшийся в пустующих монастырских дачах (ныне посёлок Ново-Юдино), привезли группу детей из Ленинграда. Приехавшие были так истощены и ослаблены, что не могли выйти из вагона, и он целую неделю простоял на станции Займище. Ученики старших классов выхаживали приехавших, кормили овсяным киселём – в час по ложке.


Более трёх лет ленинградские дети, окружённые любовью и заботой, прожили в Ново-Юдинском детском доме. Вернулись в родной город уже после снятия блокады.

Под особым покровительством и заботой железнодорожников была воинская часть № 169, или военный госпиталь № 3653. Его развернули в зданиях двух школ, 30-й и 41-й.


Самый большой наплыв раненых пришёлся на 1942 и 1943 годы, когда проходили ожесточённые сражения под Сталинградом и Курском. Сохранилось много отзывов от участников Сталинградской битвы. Вот один из них: «Я прибыл из Сталинграда 3 сентября 1942 года в очень плачевном состоянии.
С первых дней пребывания увидел любовь и заботу. Наверное, поэтому я уже сегодня могу вместе с фронтовыми друзьями быть на линии фронта. 13.11.1942 г. Политрук Пётр Ершагин».


В суровую военную пору поразительное мужество и несгибаемую волю проявили железнодорожницы. Узнав о фашистском нападении, многие, переполненные ненавистью, стали записываться добровольцами на фронт. Одной из первых изъявила желание вступить в ряды Красной Армии молодая работница Шведчикова. А уже на третий день войны в райвоенкомат поступили заявления от добровольцев Шаныгиной, Купцовой, библиотекаря Суровцевой, товарного кассира Созантовой... И на трудовом фронте женщины не отставали от мужчин. За такую работу многие из них были награждены орденами и медалями. А в конце войны приказом народного комиссара путей сообщения И. В. Ковалёва большая группа женщин отмечена знаком «Почётному железнодорожнику». В числе других высокую награду получили машинист паровоза Мария Кураш, стрелочница Селянина.


Заканчивался напряжённый 1944 год. Несмотря на неудачное его начало, труженикам узла удалось не только справиться с плановым заданием, но и значительно перевыполнить его и выйти по многим производственным показателям на первое место по Казанской магистрали. Во многом преуспела служба движения, ставшая победительницей Всесоюзного социалистического соревнования. Народный комиссар путей сообщения личной телеграммой выразил всему коллективу станции и её руководителю благодарность, пожелав железнодорожникам новых трудовых побед.

Знаком «Почётному железнодорожнику» награждены заместитель начальника станции Б. К. Кащеев, дежурный по станции Н. А. Малов, составитель поездов А. Ф. Чеботарев и другие.

Слаженная работа всех звеньев позволила железнодорожникам в апреле 1945 года завоевать переходящее Красное знамя Совнаркома ТАССР ОК ВКП(б) и возглавить социалистическое соревнование промышленных предприятий республики.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30