17 июля 2018 03:28
фото: личный архив

Жизнь под стук колёс

Он идёт вдоль состава уверенной походкой, привычно бросая взгляд на ходовую часть вагонов, межвагонные соединения, ящики аккумуляторных батарей. Снова в рейс – как и много лет назад, когда он, молодой начальник поезда, принял руководство бригадой «Татарстана».
Но сначала немного об истории поезда.
Фирменный поезд «Татарстан» в свой первый путь от перрона казанского вокзала отправился 1 июля 1963 года. Инициатором создания поезда был начальник вагонного депо Казань Исай Липницкий. Он же и разработал дизайн цветового оформления поезда. Первым начальником «Татарстана» стал Михаил Суворов, а в 1969 году была сформирована комсомольско-молодёжная бригада под руководством Владимира Ерёмина. Долгие годы поездными бригадами этого флагмана казанского резерва проводников руководили Грапша Мухаметзянов, Галина Тихонова, Раиса Шарапова, Александр Федоркин. Несколько лет назад поезд сменил своё название, и теперь именуется «Премиум», но по-прежнему и казанцы, и железнодорожники называют его «Татарстан» – так привычнее, роднее.
Гусейн Новрузов связал свою жизнь с вагонным депо Казань ещё летом 1985 года. Начал свой трудовой путь экипировщиком вагонов, затем, окончив курсы проводников, обслуживал поезда, следующие из Казани в Ташкент и Соликамск.

Железная дорога работала стабильно. Почувствовав перспективы, в 1986 году Новрузов поступил во Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «Вагоностроение и вагонное хозяйство». Ещё окончил курсы начальников поездов. И в 1987 году начал руководить поездной бригадой поезда № 211/212 Казань – Соликамск. Надо отметить, что в те годы этот рейс считался непростым – суровый климат Северного Урала и определённый контингент пассажиров выдерживал не каждый. У Гусейна это получалось: работал без замечаний и жалоб. Наверное, поэтому в 1993 году руководство резерва проводников доверило ему возглавить главный поезд республики – тогда ещё № 27/28 «Татарстан». Там же, на «Татарстане», Гусейн встретил и свою судьбу – Ирина работала проводником. К слову сказать, Гусейн и Ирина стали основателями династии железнодорожников Новрузовых – дочь Ирада и сын Али ещё в школьные годы были юными железнодорожниками. А затем оба окончили Казанский техникум железнодорожного транспорта.

С годами изменился номер поезда, вагоны поменяли свой окрас на корпоративный цвет. Некоторое время бригады работали по маршруту Казань – Москва – Адлер, и тогда в поездках приходилось бывать неделями…

– Конечно, сейчас работать стало легче и интереснее, – рассказывает Гусейн Новрузов в тиши ночного купе, когда мы разговорились в очередной поездке. – Посмотрите, какие теперь вагоны – современные, более комфортабельные и для пассажиров, и для проводников. Уже давно ушло в прошлое то время, когда титан растапливали задолго до отправления. Нет необходимости отапливать вагоны углём в пункте оборота и отстоя. Телефонная связь с каждым вагоном, современное электронное оборудование, система ГЛОНАС, новое механическое оборудование.

В феврале 2013 года бригада Новрузова получила Паспорт доверия. Это знак качества работы бригады и причина не проводить регулярные ревизорские проверки. Заслужить такое очень непросто – должны полностью отсутствовать и нарушения служебных обязанностей, и жалобы от пассажиров. Бригады, претендующие на получение Паспорта доверия, проходят тщательный отбор.

Труд Гусейна Новрузова отмечен многочисленными наградами вагонного депо, дирекции по обслуживанию пассажиров, Горьковской железной дороги.
– Но самая лучшая благодарность и оценка нашей работы – это когда пассажир, выходя в Москве или Казани, нам говорит: «Спасибо! Обратно обязательно поеду с вами» – значит, поездка удалась, мы сработали на «отлично», – улыбаясь, сказал Гусейн Новрузов, когда мы прощались с ним на перроне под сводами дебаркадера Казанского вокзала в Москве.

Если работа в радость – время как-то и не замечается. А лучший отдых для себя Гусейн находит на даче, где вместе с супругой Ириной выращивает фрукты и овощи, с детьми на рыбалке или просто во время прогулки по лесу.
Через неделю на перрон Казанского вокзала снова подадут его поезд. Придут пассажиры… И выйдет проводить его в рейс супруга Ирина – она работает сейчас на вокзале Казань. И замелькают ставшие родными за столько лет работы вокзалы, станции, поля, леса и реки Татарстана, Чувашии, нижегородских земель, Мещеры и Подмосковья.
Дмитрий Отчик
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30