22 апреля 2018 11:24
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Владимир Полыгалин

Движение – от проекта к проекту

В соответствии с актуализированной Программой проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД» всем дирекциям на 2018 год определены целевые показатели по этому направлению деятельности. Для Горьковской дирекции управления движением он составил 13,8 млн руб. Из них 11,0 млн руб. приходится на мультифункциональные проекты, а 2,8 млн руб. – в бюджете дирекции.

С эффектом экономическим и технологическим

В общей сложности планируется реализовать 24 проекта. В их числе 16 мультифункциональных: двенадцать – с экономическим эффектом, четыре – с технологическим. Экономический эффект от одиннадцати мультифункциональных проектов учтён в бюджете дирекции тяги, эффект от одного – в бюджетах дирекции по ремонту пути и дирекции инфраструктуры.


Восемь проектов движенцы будут внедрять своими силами, без привлечения смежников, в том числе пять – с экономическим эффектом, который заложен в бюджете дирекции, ещё три – технологических.


Понимая всю важность предстоящей работы, руководство Горьковской дирекции управления движением запланировало обучение в 2018 году в Корпоративном университете по теме бережливого производства восьми человек.


При постановке задач и подготовке проектов бережливого производства движенцы исходят из стратегических задач Горьковской железной дороги: увеличение пропускной способности станций, увеличение парка и нормы локомотивов, повышение эффективности проведения окон, повышение скорости движения поездов, ликвидация инфраструктурных ограничений. При формировании плана работы узловых рабочих групп рассматриваются проекты для достижения практических целей, таких как снижение потребления электро-энергии, перераспределение локомотивов и т. д.


Загрузку поделили по-новому

В числе мультифункциональных проектов, которые реализуются по инициативе движенцев, – «Оптимизация работы локомотивов и локомотивных бригад для отправления местных поездов со станции Нижний Новгород-Сортировочный». Идея принадлежит руководителям станции: её начальнику Максиму Кощееву и главному инженеру Роману Бунтилову.


– В вывозном и передаточном движении, в работе с местным грузом, у нас задействовано пять электровозов и один тепловоз 2М62У, – рассказывает Роман Анатольевич. – Но в местной работе бывает когда густо, а когда и пусто. И не всегда это можно спрогнозировать. Отсюда – и неравномерность загрузки локомотивов. В прошлом году в разные месяцы она составляла от 59% до 70%. А плановое задание – 85%.


Руководители станции проанализировали непроизводительные потери в вывозном движении, обсудили способы повышения производительности занятых в нём локомотивов.


Поставлена была задача минимизировать элемент, не добавляющий ценности, и таким образом повысить оборот локомотива. А начинать, как подсказывал анализ, надо с улучшения процесса использования тепловоза 2М62У.


Тепловоз задействован в вывозном и передаточном движении со сборным поездом на единственном маршруте, Нижний Новгород-Сортировочный – Металлист. Отправляется сборный по твёрдой нитке – в 9.26. На станцию Металлист прибывает в 11.00. А затем – несколько часов ожидания нитки, по которой он будет отправлен по обратному маршруту. И локомотив, и локомотивная бригада простаивают. «Домой» возвращаются в такое время, что говорить об использовании техники и людей на какой-то другой работе уже не приходится.


– Прежде всего, мы предложили изменить время явки локомотивной бригады под сборный поезд,– рассказывает Роман Бунтилов. – Сегодня машинист и его помощник приходят к 8.00. Мы предложили перенести явку на 5.30. В этом случае будет возможность отправить сначала тепловоз с поездом на Автозавод. То есть вывозной электровоз здесь теперь не понадобится. А это уже экономия. С Автозавода локомотив успевает вернуться на станцию под сборный на Металлист.


Следующий шаг – включать в состав этого сборного поезда вагоны назначением на станцию Петряевка, которые прежде доставлял туда маневровый тепловоз. Группа этих вагонов ставится в хвостовую часть поезда. Их отцепку в Петряевке осуществляет помощник машиниста. На обратном пути сборный поезд забирает отсюда порожние вагоны. Прицепку и опробование автотормозов выполняет опять-таки помощник машиниста. Таким образом, «гонять» в Петряевку маневровый локомотив уже не надо. Тоже сокращение расходов.


Рабочая группа проекта, проанализировав использование локомотива, особо отметила непроизводительный простой на станции Металлист. И предложила перенести время отправления поезда оттуда на станцию Нижний Новгород-Сортировочный с 15.12 на 13.00.

По возвращении сборного поезда локомотив 2М62У может использоваться для отправления передаточных поездов назначением на Костариху и Нижний Новгород-Московский.


– А это значит, что освобождаются вывозные электровозы, которые можно задействовать на каких-то маршрутах внутри дороги, в грузовом движении, – поясняет главный инженер станции Нижний Новгород-Сортировочный. – На заседании узловой рабочей группы этот проект обсуждался детально. Локомотивщики рассчитали экономию, которая будет получена при его внедрении. Мы связались с графистами, задача которых – проложить нитки графика. Предложили проект вниманию руководству Горьковского региона. Общая оценка – положительная. Мы уже приступили к реализации некоторых пунктов проекта – тех, что касаются станции Петряевка.
С 1 апреля приступим к его реализации в полном объёме. Расчёты показывают, что он позволит более эффективно использовать локомотивы в вывозном и передаточном движении, повысить их производительность, увеличить загрузку вывозных локомотивов на 10%. Затрат на реализацию проекта – никаких, а ожидаемый экономический эффект составляет 652,61 тыс. руб.


Подталкивая к экономии

Серьёзную экономию эксплуатационных расходов обещает реализация проекта «Организация смены двух локомотивных бригад, работающих на подталкивающих локомотивах по станции Зюрзя».


В работе с грузовыми поездами на участке Зюрзя – Чад сейчас используются подталкивающие локомотивы: профиль пути в совокупности с весом поезда обязывает. Расчёты показали, что технология эта сокращает расходы на электроэнергию, а также повышает скорость движения поездов: фактор для Горьковской железной дороги немаловажный!


Прицепка к поезду подталкивающего локомотива осуществляется, как правило, в Зюрзе. Но не всегда. Иногда даёт о себе знать нехватка на этой станции исправных локомотивов. На этот случай есть запасной вариант – прицепка подталкивающего локомотива в Красноуфимске. Прибегали к этому варианту каждые сутки.


Однако вариант этот более затратный. Опытным путем установлено, что расход электро-энергии у локомотива на участке Зюрзя – Чёрная Речка с остановкой на станции Красноуфимск больше на 340 кВт-час, чем если бы поезд, отправившись со станции Зюрзя, проследовал Красноуфимск без остановки.


На заседании узловой рабочей группы в Красноуфимске местные движенцы совместно с эксплуатационным локомотивным депо Красноуфимск и технологической службой Ижевского региона вынесли на обсуждение своё предложение: организовать смену двух локомотивных бригад, работающих на подталкивающих локомотивах по станции Зюрзя. То есть прицепка локомотива по станции Красноуфимск исключается, а затраты, соответственно, сокращаются. Ожидаемый экономический эффект – 351,6 тыс. рублей. Смежники это предложение поддержали.

Юлия Шабанова, инженер техотдела Горьковской дирекции управления движением, Марина Галкина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31