25 сентября 2018 19:39
фото: Фото из архива дирекции связи

Связь прошлого и будущего

Новейшая история развития связи на Горьковской железной дороге ознаменована активным внедрением цифровых технологий

В февральских выпусках «Волжской магистрали» (№ 4, 5) мы начали публикацию материалов, посвящённых истории и ряду юбилеев Центральной станции связи. В сегодняшней статье расскажем о развитии ЦСС на Горьковском полигоне в новом тысячелетии.

Ещё в 1995 году по Нижегородскому узлу была введена первая цифровая автоматическая телефонная станция (АТС) «System X». АТС были установлены на станциях Нижний Новгород-Московский, Нижний Новгород-Сортировочный и в управлении Горьковской железной дороги. Годом позже АТС ввели на станциях Ижевск и Агрыз. Ёмкость построенных АТС составляла 20 000 номеров.


Необходимым условием развития цифровых технологий стало строительство волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). Волоконно-оптический кабель связи был впервые введён в эксплуатацию на полигоне ГЖД в 1998 году на участке Петушки – Нижний Новгород (ёмкостью 28 волокон) и в 1999 году – на участке Нижний Новгород – Пибаньшур (ёмкостью 16 волокон), суммарной протяжённостью более 1120 км.


В 2000 году на Горьковской дороге начался ввод в эксплуатацию цифрового оборудования, организован удалённый мониторинг устройств связи.


3-3.jpgС 2001 по 2004 год проводилось строительство ВОЛС на участках Черусти – Муром – Казань – Солдатка, Нижний Новгород – Арзамас – Красный Узел, Канаш – Чебоксары. Всего в эти годы было проложено более 1800 км ВОК. В период с 2004 по 2007 год волоконно-оптический кабель связи был введён в эксплуатацию на следующих участках: Агрыз – Алнаши, Киров – Сусоловка, Канаш – Красный Узел. С 2008 по 2013 год вводится ВОЛС в эксплуатацию на участках Яр – Верхнекамская, Нижний Новгород – Заволжье. В настоящий момент находятся в эксплуатации 4567,02 км ВОЛС, более 1060 единиц цифрового оборудования первичной сети связи.


С 2010 по 2014 год продолжалась модернизация АТС. Установлены цифровые АТС на станциях Киров, Казань, Красноуфимск, Муром.

Также важнейшим этапом стал ввод в эксплуатацию по Нижегородскому узлу цифровой АТС «Si3000» (2014) совместного производства России и Словении. АТС были установлены на станциях Нижний Новгород-Московский, Нижний Новгород-Сортировочный, в УГЖД, что позволило существенно улучшить качество связи. В 2015 году аналогичные АТС были установлены на станциях Ижевск и Агрыз.


Строительство новых АТС «Si3000» позволило привлечь новых абонентов, подключить сеть Интернет, что, в свою очередь, отразилось на повышении доходов и выполнении плана вспомогательной деятельности.


3-2.jpgСейчас эксплуатируются 259 цифровых АТС ёмкостью 57 113 номеров. Для организации связи на полигоне Горьковской дороги задействовано 5716,55 км кабельных линий связи, 4567,02 км ВОЛС, 556 мультиплексоров SDH/WDM разных типов. Для организации оперативно-технологической связи используется 456 коммутационных станций. Оборудование первичной сети связи включает в себя более тысячи мультиплексоров. В организации оперативно-технологической сети связи задействовано более 500 цифровых коммутационных станций, 563 речевых информатора и систем оповещения, 259 автоматических телефонных станций, более 15 000 радиостанций поездной, станционной и ремонтно-оперативной радиосвязи.


В настоящее время в Нижегородской дирекции связи одним из инновационных решений является внедрение интегрированной цифровой системы технологической связи (ИЦТС), работающей в современной IP-сети с возможностью подключения как цифровых, так и аналоговых сетей. Одна из ключевых частей ИЦТС – «Централизованная интегрированная система информирования пассажиров, оповещения работающих на железнодорожных путях и парковой станционной связи» (ЦИСОП), предназначенная для повышения безопасности пассажиров и железнодорожников.


Также одним из перспективных направлений является внедрение системы цифровой технологической радиосвязи стандарта DMR. Система DMR работает в диапазоне радиочастот 136 – 174 МГц и позволяет организовать цифровую поездную (ПРС), станционную (СРС) и ремонтно-оперативную (РОРС) радиосвязь ОАО «РЖД».


Глобальной целью развития технологий Нижегородской дирекции связи в будущем является снижение стоимости владения телекоммуникационной инфраструктурой и обеспечение пропускной способности, необходимой для развития новых технологий и обеспечения потребностей, снижение количества отказов и реализация новых функциональных возможностей систем телекоммуникации для основного бизнеса компании, реализация комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога».


Нижегородская дирекция связи – это высокотехнологичное предприятие, стремящееся к дальнейшему инновационному развитию для обеспечения пассажиров, клиентов и сотрудников предприятий ОАО «РЖД» качественными услугами связи. Сейчас потребителями телекоммуникационных услуг являются все структурные подразделения холдинга «РЖД»: аппарат управления ОАО «РЖД», филиалы ОАО «РЖД», дочерние и зависимые общества (ДЗО).


Особенность телекоммуникационного комплекса холдинга – то, что 70% телекоммуникационных услуг ЦСС, обеспечивающих перевозочный процесс, являются уникальными. Именно они влияют на уровень безопасности движения и требуют наиболее высоких параметров надёжности и качества. Основная задача ЦСС – обеспечение непрерывности и качества предоставляемых услуг для всех предприятий и уровней управления холдинга «РЖД».


В состав Нижегородской дирекции связи входят пять региональных центров связи: Муромский, Горьковский, Кировский, Казанский и Ижевский, где работают специалисты высокого уровня, инициативные организаторы производства. Они вкладывают много сил в повышение эффективности работы предприятия, уделяя серьёзное внимание вопросам безопасности движения и надёжности технических средств. Богатый практический опыт, высокая степень личной ответственности позволяют работать надёжно даже в нестандартных и аварийных ситуациях.

К печати подготовила Диана Литвинова