21 апреля 2018 20:26
фото: Леонид Акопов

Искры в сумерках

Дежурный по переезду 1054 км Александр Курагин обнаружил неисправность колёсной пары в пассажирском поезде и своевременно принял меры к его остановке

Об этом человеке писала «Волжская магистраль» в 2016 году. Тогда дежурный по переезду 1054 км Александр Курагин принял все необходимые меры, чтобы не только вовремя остановить два пассажирских поезда, но и вытащить из габаритов заглохший на переезде бензовоз. Последовательные и грамотные действия дежурного по переезду не просто предотвратили непредсказуемые последствия, но и свели к минимуму задержку движения поездов в обоих направлениях.
Ещё тогда поразила скромность этого человека. Он описал действия водителя бензовоза и представил их так, что к виновнику потенциального ДТП читатель отнёсся как положительному герою этой истории. Отрицательных героев – не было в том сюжете.

Представим работу дежурного по переезду.  Чаще всего он работает много лет без происшествий, разумеется, при соблюдении всех регламентирующих документов. В нашем случае интервал между событиями составляет только два года.

Начнём по порядку. 4 февраля 2018 года в 16 часов дежурный по переезду 1054 км Александр Курагин заметил искрение второй колёсной пары второго вагона в скором поезде № 72. Далее он действовал строго по инструкции. Связался с машинистом аварийного поезда, с дежурным по станции Зуевка, с дежурным по переезду 1058 км и ПТО Балезино эксплуатационного вагонного депо Лянгасово. Сообщил о случившемся. Дежурная по переезду 1058 км Елена Казакова по приказу дежурной по станции Зуевка подтвердила искрение. Скорый поезд был принят на боковой путь по Зуевке и остановлен, «заболевший» вагон отцеплен. Осмотрщики вагонов пункта опробования тормозов на станции Зуевка вынесли вердикт: нарушение геометрии поверхности катания колеса, следование вагона с такой неисправностью далее в составе поезда невозможно. По счастью, отцепленный вагон был почтово-багажным, переселение пассажиров не потребовалось. Задержка отправления составила час.

Справедливости ради необходимо подчеркнуть, что в этой истории всё-таки два главных героя. Елена Казакова, дежурная по переезду 1058 км, подтвердила искрение, дала внешнюю характеристику неисправности. Времени у неё было ещё меньше, чем у Александра Курагина. Если 1054 км находится за пределами Зуевки, то следующий переезд в сторону Яра – уже в самом райцентре, в нескольких сотнях метров от входного светофора станции Зуевка. Малейшее промедление, непоследовательность или нечёткость могли повлечь дополнительные технологические сложности на станции.

Поэтому заслугой обоих дежурных является то, что, несмотря на острый дефицит времени, движенцы успели перевести по Зуевке пассажирский поезд с главного пути и принять его на боковой, тем самым исключив задержки идущих следом поездов.

– Было немного страшно, – поделилась впечатлениями Елена Казакова, – но не за себя, а за пассажиров скорого поезда. Они ни о чём не подозревают, когда нечто подобное происходит с подвижным составом. Но с таким страхом надо уметь справляться, брать себя в руки. Доклады должны быть чёткими, краткими и максимально предметными, потому что в этой ситуации время было не на нашей стороне.

На самом деле, обзорное внимание – редкое человеческое качество. Его часто путают с концентрацией и усидчивостью. Ответ Александра Курагина был прост и понятен.
– В это время года темнеет рано, а искрение видно особенно хорошо вечером и ночью, – рассказал дежурный.

При этом сам же добавил, что успел заметить, что в момент обнаружения искрения тормозные колодки не были прижаты, поэтому сразу исключил катание колёсной пары «юзом». Как он всё успел «срисовать», если поезд следовал в Зуевку на скорости примерно 80 км в час? Это уже что угодно, но только не случайность.

Он сам привёл пример такого внимания. Некоторое время спустя после истории с пассажирским поездом Александр Курагин, находясь на дежурстве, осматривал проходящий мимо переезда грузовой поезд, следующий в сторону станции Ардаши. Его внимание привлекла проходящая мимо порожняя платформа в составе грузового поезда. На неё кто-то водрузил три полных мешка. Курагин немедленно доложил дежурной по станции Ардаши о наличии на платформе подозрительного груза.
– Времена сейчас ненадёжные. Что могло находиться в этих мешках? – здраво рассудил Александр.

И хотя история с мешками не имела продолжения, поступок дежурного по переезду, безусловно, правильный и грамотный. Внимание есть внимание. Кстати, когда автор этих строк был в Зуевке в 2016 году, зашёл совершенно случайный разговор о высоком качестве местного кваса. Наш герой Александр Курагин без видимой причины вдруг исчез со скамейки и через пять минут вернулся с этим самым «Вятским квасом». Вот оно, проявление, но уже не профессионального, а человеческого внимания.

Часто у таких людей, как Александр Курагин, биография более чем скромная. 20 лет работы на Горьковской магистрали – этим мало кого удивишь. Начинал столяром в дистанции гражданских сооружений, с 2004 года – монтёр пути, а с 2013-го – дежурный по переезду Глазовской дистанции пути Горьковской дирекции инфраструктуры. Дети взрослые, есть внучка, а из увлечений – рыбалка и повседневные домашние хозяйственные заботы.

Но любой лёд жизненной рутины когда-нибудь тронется. Так, руководство Глазовской дистанции пути направило в адрес руководства Горьковской ДИ ходатайство о присвоении дежурному по переезду Александру Курагину звания «Почётный работник Горьковской железной дороги». А значит, признание заслуг и знаковое жизненное событие для Александра, вполне возможно, уже не за горами.
Леонид Акопов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31