18 июня 2018 16:20
фото: семейный архив

Вдали от Родины, в провинции Кандагар

Мать долго не догадывалась, где именно проходит службу её сын

В армию его призвали с третьего курса. Два года – без лекций, семинаров, практических занятий. В своё время, когда Александр Липатов ещё только выбирал место учёбы, сомнений у него не было: техникум железнодорожного транспорта. В его родном Алатыре работа на железной дороге всегда считалась престижной. Поступил без проблем. Учился – тоже: уж если поставил перед собой цель, то сделает всё, чтобы её достигнуть. А потому в техникуме был на хорошем счету.
Когда уходил в армию, точно знал: вернётся – продолжит учёбу. Это был ноябрь 1984 года.
Какой именно будет у них служба, 18-летние ребята начали догадываться, когда их привезли в Туркмению. Когда поняли, что здешний климат, жара – тоже часть их боевой подготовки.

– Пустыня, пески, – вспоминает Александр Иванович. – А температура в тот год в зимние месяцы поднималась днём до плюс 30.
В частных разговорах осторожно возникло слово «Афганистан». Страх – он был или не был? – теперь, через столько лет, сказать трудно. Но бояться – казалось стыдным, даже перед собой. Потом на построении официально объявили: им предстоит выполнять интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан.
Перебросили туда в феврале 1985-го. С первых минут, как только сошли с самолёта, почувствовали: это уже не учебные ситуации. Это война.

Часть базировалась недалеко от границы с Пакистаном, в провинции Кандагар, где бандформирования были особенно активны. Буднями для вчерашних школьников, студентов, молодых рабочих стали военные операции. О них Липатов говорит скупо. Задача – не дать пройти со стороны пакистанской границы караванам с оружием. Пропускали свои колонны с боеприпасами, продуктами питания. Постоянно прочёсывали населённые пункты, чтобы не дать укрепиться противнику. В кишлаках бойцов встречали только женщины и дети. Из мужчин – лишь глубокие старики, не способные, как казалось, держать в руках оружие.

– Неприязни или ненависти к нам мы не видели, – рассказывает Александр Иванович. – Может быть, они их просто не показывали.
Приступая к выполнению очередного задания, никогда не знали, все ли вернутся.
– Моя мама долго не догадывалась, где именно я служу. Скрывать было нетрудно. Обратный адрес на конверте  – просто номер части. Узнала только через год, когда мои земляки вернулись домой из Афганистана. Но, наверное, подумала: уж раз год отслужил нормально, может, и потом всё будет в порядке. Во всяком случае, было не так тяжело, как если бы она узнала об этом сразу, – размышляет мой собеседник.

Самое трудное – когда погибали друзья. Когда знаешь, что завтра уже не бросишь товарищу привычное «Привет!», что не расскажешь ему о последнем письме из дома. Как там у Высоцкого? «Друг, оставь покурить!» – а в ответ тишина…» Там, в Афгане, между бойцами складывалась настоящая, хорошая, крепкая мужская дружба. Все были из разных городов, из разных республик. Но у всех одна Родина. И вдали от неё это чувствовалось особенно остро.

Они и сейчас дружат, хотя живут в разных городах и разных странах. Не потерялись, сохранили связи. А с появлением Интернета – укрепили их.
– Армия сыграла самую важную роль в моей жизни, в работе. После демобилизации окончил техникум. Распределение получил в Арзамасскую дистанцию пути. Труд путейца, сами знаете, не из лёгких. Но в Афганистане были куда большие физические нагрузки. Бронежилет советского образца весил более 15 килограммов. И это только часть экипировки. Идёшь в горы – несёшь на себе около 50 килограммов. В жару. Насколько я помню, летом в тех местах температура поднималась до плюс 70 в тени. После таких нагрузок работа на железной дороге не представляла для меня особой тяжести.

Монтёром пути Липатов успел поработать ещё на практике. Так что в ПЧ-16 после стажировки молодой специалист получил назначение сразу на должность дорожного мастера.
– Все монтёры были старше меня, и порой намного. Но, видимо, зная о моей службе в Афганистане, относились ко мне с уважением. Помогали. А по-учиться у них было чему. Вместе с тем каждый день своей работой, делами, поступками мне приходилось доказывать, что я не прячусь за своё армейское прошлое, что как специалист, как человек тоже чего-то стою, – рассказывает Александр Иванович.

С теплотой вспоминает Липатов начальника дистанции Геннадия Климова, который взял шефство над молодым специалистом: наставлял, поддерживал.
– Всю жизнь помню об этом, – признается Александр Иванович. – Это помогало мне и потом, когда меня перевели в Юдинскую дистанцию пути. Там я был сначала начальником участка, потом заместителем начальника ПЧ, а затем и руководителем дистанции. Вспоминал, как Геннадий Александрович помогал мне, учил. И сам старался следовать его методам работы с молодёжью.  

Сам Липатов – тоже учился. И в вузе. И у своих коллег. Тем более что две дистанции, на которых довелось работать, очень отличались друг от друга. Арзамасская – всё больше на железобетоне. Юдинская, когда он в 1996 году пришёл туда, – на дереве. А это – другой подход к содержанию пути.
И всё-таки было одно, что очень объединяло обе дистанции, – люди, которые на них работали. Хорошие люди. Ценить каждого человека, разглядеть в нём доброе начало научил опять-таки Афганистан.

Этому правилу Александр Липатов старается следовать и сейчас, на должности заместителя начальника дирекции – начальника Казанского отдела инфраструктуры. Хотя теперь у него в подчинении куда больше работников. В его ведении две дистанции пути, дистанция инфраструктуры, одна дистанция сигнализации, централизации и блокировки и эксплуатационное вагонное депо. Ему снова приходится учиться, чтобы обеспечить управляемость рабочим процессом в этом непростом хозяйстве.
Ну а напоследок в нашем разговоре мы возвращаемся к концу 80-х.

– Александр Иванович, что вы почувствовали, когда узнали о выводе советских войск из Афганистана?
– В первую очередь – радость. Радуешься, что всё это закончилось, что больше ни один наш человек не погибнет на этой войне.
Марина Галкина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28