24 октября 2018 06:29
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: архив ДИ

Эффект – выше планового

Сотрудники, принимавшие активное участие в реализации проектов улучшений, дополнительно премированы

Два проекта бережливого производства, разработанные и внедрённые в Горьковской дирекции инфраструктуры, стали в прошлом году призёрами отраслевого конкурса.

3-3.jpgСергей Галка, и. о. главного инженера Горьковской ДИ


Выбрать, чтобы затем представить на суд конкурсной комиссии, было из чего. В 2017 году в Горьковской ДИ реализовано
180 проектов улучшений. Экономический эффект, полученный при этом, составил 11 млн 846 тыс. рублей: он почти вдвое превысил запланированный (6 млн 633 тыс. рублей). По сравнению с предыдущим годом – тоже рост, на 11%.


Лидером по количеству проектов является служба пути: 75, с экономическим эффектом 5 млн 644 тыс. рублей.

В других хозяйствах результаты несколько скромнее. В службе вагонного хозяйства – 15 проектов с эффектом 1 млн 555 тыс. рублей. В службе автоматики и телемеханики – 38 проектов на сумму 707 тыс. рублей. В дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин реализовано десять проектов с экономическим эффектом 1 млн 720 тыс. рублей. В центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры – восемь проектов с эффектом 1 млн 106 тыс. рублей.


В 2017 году в ДИ появились новые структурные подразделения – дистанции инфраструктуры, созданные на базе дистанций пути и сигнализации, централизации и связи. Именно они и завершали внедрение 33 проектов, разработанных ещё в ПЧ и ШЧ. Экономический эффект при этом составил 1 млн 114 тыс. рублей.


Руководство Горьковской дирекции инфраструктуры про-анализировало также интенсивность работы по внедрению технологий бережливого производства в разных хозяйствах. Так, на одно предприятие служб пути, автоматики и телемеханики, вагонного хозяйства, а также на предприятия дирекции по ремонту и эксплуатации путевых машин в прошлом году приходилось по четыре реализованных проекта, на дистанции инфраструктуры – по восемь. В лидерах – центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры: десять.


При внедрении проектов в дирекции пересмотрено 97 технологических нормативных актов. Продолжается работа по обучению сотрудников в области бережливого производства. В 2017 году в корпоративном университете и на базе коммерческих организаций прошли подготовку 45 работников.


На заседаниях проектного офиса дирекции были рассмотрены все реализованные проекты. Решено дополнительно премировать работников, принимавших деятельное участие в их внедрении. На эти цели руководство дороги выделило средства из фонда поощрения: начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун подписал соответствующее распоряжение. В дирекции инфраструктуры в 2017 году поощрено 360 работников на общую сумму 1 млн 540 тыс. рублей.


3-2.jpgОдним из главных показателей успешной работы по внедрению бережливого производства можно считать то, что ежегодно проекты улучшений ГДИ выходят в финал сетевого конкурса по бережливому производству. За последние три года таких проектов было пять. Причём все финалисты затем заняли в разных номинациях второе место. В 2017-м конкурсная комиссия отметила два проекта Горьковской дирекции инфраструктуры – в категориях лучший экономический и лучший технологический
эффект.


Один из них, «Оптимизация методов устранения и диагностики неисправностей в системе отсчёта путевой координаты съёмных рельсовых дефектоскопов», реализован в центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры.


Прежде при неисправности системы измерения путевой координаты поиск её нередко затягивался. Поочередно проводилась ревизия или полная замена всех узлов и компонентов, влияющих на измерение. Далее – ревизия или замена датчика путевой координаты, ревизия всех контактов, разъёмов, проверка кабеля: до тех пор, пока не обнаружится неисправность. Не нашли? Тогда дефектоскопную стойку, электронный блок дефектоскопной тележки направляют в ремонт. И в любом случае после завершения работ – проверка, а при необходимости и настройка системы на мерном участке пути.


Специалисты центра диагностики создали специализированный ремонтный комплекс систем измерения путевой координаты (РКСИПК). Используя его, можно оперативно выявить неисправный узел или компонент, без проволочек проверить работу техники после ремонта. А также –определить предотказное состояние систем измерения путевой координаты, что способствует уменьшению количества внеплановых ремонтов.


Состоит комплекс из двух частей – генератора импульсов и устройства контроля датчиков путевой координаты. В первой формируются импульсы, аналогичные тем, что поступают во время работы дефектоскопной тележки от датчика пути. Вторая часть стенда предназначена для идентификации импульса: она «опознаёт» поступающие сигналы. Эти два узла можно вставить в любую цепочку системы. Точно так же в любую точку можно подсоединить генератор и, подавая импульсы в обход всей цепочки, оперативно выявить неисправный узел или компонент.


Экономический эффект от реализации идеи составил 78,9 тыс. рублей.

Второй финалист и призёр сетевого конкурса от ГДИ – это проект дистанции инженерных сооружений «Экономия эксплуатационных расходов за счёт изменения технологии замены прокладного слоя плит БМП на металлических мостах».


Раньше, чтобы выполнить эту операцию, домкраты устанавливали сначала с одной стороны плиты, поднимали её, меняли прокладной слой. Затем переставляли домкраты на другую сторону – и цикл работ повторялся.


Авторы проекта предложили другую технологию, с использованием траверсы и двух домкратов. Траверса устанавливается на домкраты, и плита БМП поднимается вся сразу. Это даёт возможность заменить прокладной слой под всей плитой одновременно. Таким образом, время производства работ сокращается в два раза.


При смене в течение года прокладного слоя 200 плит БМП с применением траверсы экономический эффект составил
258,9 тыс. рублей.

В 2018 году работа по внедрению технологий бережливого производства продолжится. Ставим себе задачу по всем хозяйствам обеспечить уровень экономического эффекта не ниже среднесетевого и рост его к уровню прошлого года не менее чем на 10%.


Марина Галкина