19 сентября 2018 21:16
фото: Алексей Яшпертов

Верность профессии – на первом месте

Важно, чтобы квалификация работников позволяла справляться с задачами, поставленными перед коллективом дороги

Работа с людьми – самая трудная. Это знает руководитель любого ранга. Заместитель начальника Горьковской железной дороги по кадрам и социальным вопросам – лучше, чем кто бы то ни было. В этой должности Александр Тюрников шестнадцать лет. Серьёзной подготовкой к ней была и комсомольская работа – в цехе эксплуатации локомотивного депо Муром, на железнодорожном узле Муром, во Владимирском обкоме комсомола. И должность заместителя начальника Муромского отделения ГЖД по кадрам. И четыре года на посту НОДа. За любой цифрой, за любым фактом Александр Юрьевич давно привык видеть человека.

– А как иначе? Возьмём хотя бы показатели дороги за 2017 год. Участковая скорость, средний вес поезда, производительность локомотива… Каждый из них –результат усилий множества людей. А значит, важно, чтобы штат подразделений был укомплектован полностью и чтобы квалификация работников позволяла им успешно справляться с поставленными задачами.

Укомплектованность штата в границах Горьковской дороги в 2017 году составила 100,6%. Снизилась текучесть кадров – с 7% до 6,4%. По сравнению с предыдущим годом отмечено снижение численности на 4,8%. В абсолютных цифрах – на 2276 человек. В основном уменьшение происходило за счёт естественного оттока.


Оптимизация штата позволила дороге повысить производительность труда на 9,1%. Мы идём на уровне сети, где этот показатель составляет 9,2%.


В связи с этим мне вспоминается доклад президента ОАО «РЖД» на третьем съезде железнодорожников. Олег Валентинович Белозёров тогда подчеркнул: единственный показатель, который нам даётся правительством РФ, –  это производительность труда. Так что выполнить его – для нас дело чести. А добившись повышения производительности, мы получили возможность повысить оплату труда. Средняя заработная плата в 2017-м у нас на дороге составила 41 088 рублей. Это на 8,2% выше, чем в предыдущем году.


Руководство компании тоже выполняет обязательства перед работниками, обозначенные в Коллективном договоре на 2017 – 2019 годы. Дважды была проиндексирована зарплата. В марте –
на 1,5%, с 1 октября рабочим и служащим – на 4%, остальным работникам – на 2,5%. В декабре мы получили телеграмму из ОАО «РЖД» об индексации зарплаты с 1 марта 2018 года на 2,2%.


Кроме того, руководством компании принято решение о выплате единовременного поощрения по итогам работы в 2017 году за эффективную работу. Это хороший мотивационный инструмент, который применялся только в советское время в виде так называемой тринадцатой зарплаты. Но при этом осталась и выплата за безаварийную работу.


– Александр Юрьевич, в начале нашего разговора вы отметили, что дороге нужен не просто «штат», а квалифицированные работники.


– Да, и хочу также напомнить требования федерального законодательства, Трудового кодекса: на должностях – использовать работников, имеющих соответствующие профессии. Поэтому мы и занимаемся вопросами обеспечения дороги квалифицированным персоналом и непрерывного его развития как гаранта надёжности и безопасности перевозочного процесса.


Исходя из этого и строим свою работу. В частности, развиваем учебную базу. В 2015 году была реконструкция Муромского подразделения Горьковского УЦПК. Цель – получить дополнительные учебные площади, чтобы максимально увеличить долю работников массовых профессий, которых готовят в наших учебных заведениях. В Муромском подразделении после реконструкции введено 1500 квадратных метров учебных площадей. Это дало возможность в 2017 году организовать подготовку кадров рабочих профессий – 52% от существующей потребности.


Всего же в 2017 году квалификацию повысили 8600 рабочих и служащих и 4890 руководителей и специалистов.


Серьёзная проблема обозначилась с переходом на вертикально интегрированный принцип организации. Когда у дирекций появились свои бюджеты, в том числе и на подготовку кадров, они пытались искать на стороне учебные заведения для подготовки кадров. Но всё-таки вернулись к нам: наши – вне конкуренции по обучению железнодорожным профессиям.


– Какое место в этой системе подготовки кадров отводится молодёжи?


– Сегодня на ГЖД работает 17 642 человека в возрасте до 35 лет. Это 39,4% коллектива. Молодёжь – будущее нашей дороги.


Мы регулярно проводим мониторинг рынка труда, присматриваемся к выпускникам средних школ, смотрим, что они пишут в Интернете. Молодое поколение очень амбициозно. ОАО «РЖД» интересно молодёжи как работодатель. Зная это, мы очень рано начинаем профориентационную работу. У нас две детские железные дороги – в Нижнем Новгороде и Казани, куда школьников принимают с девяти лет. А выпускники средних школ могут получить целевое направление в железнодорожные вузы или техникумы от предприятий ГЖД. К слову, количество целевиков у нас увеличивается. В 2002 году, когда я был назначен заместителем начальника дороги по кадрам и социальным вопросам, у нас их было 250 или 270. Сейчас по целевым направлениям в вузах учится 696 человек, в техникумах – 566.


Причём мы обучаем только по железнодорожным направлениям. Ни бухгалтерам, ни экономистам, ни юристам целевые направления не даём.


Один из видов профориентации – студенческая агитбригада из МИИТ. Начальник дороги выделяет для неё пассажирский вагон. Мы даём возможность ребятам выступить перед учениками 11 классов. На этой неделе выступления агитбригады были организованы в Муроме и Нижнем Новгороде. Считаю такую работу очень эффективной: молодёжь больше верит своим сверстникам. Наверняка многие одиннадцатиклассники делают свой выбор именно на таких встречах.


– Отдельный вопрос – подготовка руководителей.


– Тем, в ком заметили потенциал руководителя, лидерские качества, учиться приходится на протяжении всей карьеры. Мне – в том числе.


Самых перспективных включают в кадровый резерв номенклатуры начальников региональных дирекций, начальника ГЖД, генерального директора ОАО «РЖД» и его заместителя по кадрам и социальным вопросам. Он формировался всегда. Но сейчас требования к кандидатам на должности повысились. В 2017 году Олег Валентинович Белозёров подписал распоряжение: в кадровый резерв зачисляют только при наличии у претендента оценки корпоративной компетенции. Эту оценку дают в дорожном центре оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики и в корпоративном университете – на основе компьютерного тестирования. Если она ниже 1,5 балла, человек не имеет права находиться в корпоративном резерве. Таким образом, мы уходим от субъективности при оценке персонала, отсеиваем тех или иных кандидатов. А в базовом резерве, на уровне структурных подразделений, оценка у претендентов должна быть не ниже 1,3.


Сегодня компания рассматривает также возможность введения оценки профессиональных компетенций. Этот принцип реализуют многие ведущие компании мира. В холдинге его ввели у себя Центральная дирекция управления движением, Дирекция тяги и Центр фирменного транспортного обслуживания. Критерий чёткий. На руководящую должность пройдёт не «наш» и «свой», если он этого не заслуживает, а тот, у кого наивысшие оценки. Причём начальник дороги Анатолий Фёдорович Лесун требует не менее трёх кандидатов для рассмотрения и согласования.


Когда эта система была только введена, мы провели оценку ряда руководителей. Оказалось, что не все соответствуют предъявляемым требованиям. Сейчас мы эту ситуацию исправляем: направляем на обучение в Корпоративный университет ОАО «РЖД».


– В работе с кадрами в разное время расставлялись разные акценты.


– Безусловно. Как пример могу привести обеспечение специалистами отдалённых станций. Каждый год мы с заместителями начальника дороги по территориальному управлению детально, с учётом перспектив населённых пунктов, прорабатываем вопрос о том, где именно им необходимо служебное жильё. И включаем в план строительства на текущий год.


2-23.jpgВ целом, мы всегда старались делать проекты, которые реально улучшали подготовку кадров и работу с ними. Пилотный проект социально-кадрового центра – один из них. И самое новое: руководством РЖД одобрено наше предложение создать учебный центр по подготовке кадров для ВСМ Москва – Казань на базе физкультурно-оздоровительного центра «Здоровье». Учитывая, что 80% ВСМ пройдёт по территории Горьковской магистрали, думаю, что это правильное решение. Создан и активно работает проектный офис по этой проблематике.


– Александр Юрьевич, 5 февраля вы отмечаете 60-летие. В этой дате – и мудрость, и сила, и опыт. «Волжская магистраль» поздравляет вас с юбилеем, и мы просим рассказать нашим читателям о принципах, которыми вы руководствовались и которые помогали вам в жизни. Каково ваше жизненное кредо?


– Моё кредо сформировалось ещё во времена Советского Союза, когда я учился, взрослел, получил профессию и когда основы нравственности и морали были определены на государственном уровне. Я в 1976 году, получив профессию помощника машиниста, пришёл на работу в локомотивное депо Муром. На старой деповской, ещё бревенчатой, столовой висел большой фанерный щит – примерно 2 на 3,5 метра, на котором крупными буквами было написано – «Моральный кодекс строителя коммунизма». Каждый раз по дороге на работу буквально упирался в него и читал заповеди о добросовестном труде на благо общества, о нетерпимости к нарушениям общественных интересов, непримиримости к несправедливости, о том, что человек человеку – друг, товарищ и брат. Мы были так воспитаны: надо уважать старших, помогать слабым. Коммунизм не построили, но эти моральные принципы не потеряли актуальности. Фактически взятые из Нагорной проповеди Христа, они несут в себе общечеловеческие ценности, основанные на принципе социальной справедливости.


– А если говорить о кредо профессиональном?


– Постоянно учиться и постигать новое. Как показывает практика, только высшего образования на железных дорогах недостаточно. Профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации – вот что необходимо! В моём «послужном» списке, например, и Российская академия транспорта, и Академия народного хозяйства при правительстве РФ – обучение по программе государственного управления железнодорожным транспортом. Я окончил её с отличием. А моя дипломная работа стала в дальнейшем основой для кандидатской диссертации.


– Как все руководители, вы имеете богатый производственный опыт. Что из него для вас особенно ценно и помогает в вашей сегодняшней работе?


– Работники, у которых мне приходилось учиться, всегда на первое место ставили верность профессии, уважение к людям, нетерпимость к нарушениям, особенно если они угрожают безопасности движения поездов

.

Многому я научился у Виктора Николаевича Зуева, машиниста локомотивного депо Муром, Героя Социалистического труда. На протяжении года я работал с ним помощником машиниста. Он удивлял очень высокой степенью ответственности. Человек он вообще-то общительный, но на работе нацелен только на выполнение должностных обязанностей. Спуску не давал: только попробуй у него регламент нарушить! И любая, даже сдержанная, похвала от него – это высшая оценка. Однажды во время поездки, въезжая на станцию Бутылицы, я первым заметил нарушение, угрожавшее безопасности движения: на выходных стрелках путь нам перекрыла стрела железнодорожного крана. Сориентировались быстро. Зуев затормозил служебным торможением. «Молодец, внимательный», – сказал он мне тогда.


Когда меня назначили заместителем начальника Муромского отделения по кадрам и социальным вопросам, от одного мудрого человека я получил такое напутствие: «Работая с людьми, важно понимать, что они уважают не тех, кто обещает, а тех, кто делает. Ты должен всегда взвешивать свои возможности. Если видишь, что не можешь решить тот или иной вопрос, лучше честно скажи об этом. Чтобы человек не уходил от тебя обнадёженным».


Хорошая школа – работа начальником Муромского отделения. Это назначение было для меня выше ожидаемого, потому что с самого начала меня готовили как кадровика. Назначили –
нельзя ударить в грязь лицом. У Омари Хасановича Шарадзе, в то время начальника ГЖД, был принцип: «Вот тебе на плечо! Тащишь? На тебе ещё! Не сгибаешься? Бери ещё». Грузил, что называется, по полной. Но воспитал во мне руководителя.


– Какие моменты из вашей трудовой биографии самые памятные?


– Я их связываю с памятными для нашей дороги событиями. Одно из них – начало эксплуатации на ГЖД скоростного участка в 2010 году, когда между Нижним Новгородом и Москвой стали курсировать поезда «Сапсан». Для того, чтобы это стало возможным, проведена была огромная подготовительная работа.


В канун 60-летия Победы мы организовали первый Поезд Победы. Потом это стало традицией, такой же поезд был в 2010, в 2015 году. Это вызвало большую волну патриотизма на всём полигоне ГЖД. Нас просили сделать незапланированные остановки на маленьких станциях, на разъездах, остановочных пунктах. Люди просили: «Погудите для нас!» А когда в Интернете делаешь запрос «Поезд Победы», что высвечивается в первую очередь? Горьковская железная дорога! Снимки с маршрута нашего поезда. Пешеходный мост на станции Ковров, буквально забитый людьми, пришедшими на праздник и охваченными единым чувством гордости за нашу страну, за героев Великой Отечественной.


А в год 150-летия Горьковской железной дороги был сформирован ретро-поезд, который также вошёл в историю. Сейчас этот состав установлен в Музее паровозов в Нижнем Новгороде.


Зачем нам всё это надо? Без уважения к старшему поколению, к истории у нас нет будущего.


– Ваши личные награды – какие из них вам особенно дороги?


– Давайте сначала не о личной, а о награде, которую получил коллектив, который я возглавлял.

В 2000 году Муромское отделение ГЖД впервые за свою историю завоевало первое место в отраслевом соревновании. Эта победа дорога мне ещё и потому, что период, когда я работал НОДом, с 1998 по 2002 год, был, наверное, самым сложным, а значит, и самым интересным в моей работе.


А из личных наград самая дорогая – Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, вручённая мне в 2013 году по представлению начальника ГЖД Анатолия Фёдоровича Лесуна. На удостоверении – подпись Президента России Владимира Владимировича Путина. Награду эту я разделяю с коллективом дороги.


– Александр Юрьевич, ваше имя сейчас часто можно встретить на страницах «Волжской магистрали», «Гудка». А вы помните самую первую заметку о себе?


2-22.jpg– Та заметка была опубликована в «Волжской магистрали» за 8 апреля 1981 года. Она, правда, больше о Викторе Николаевиче Зуеве, о том, что ему присвоено звание Героя Социалистического труда, о его заслугах. А я оказался вместе с ним на фотографии. Подпись к снимку: «Зуев беседует с молодым работником депо». Даже такое обезличенное упоминание в газете было для меня большим стимулом в работе.


Ну а потом и в самом деле было много публикаций. И когда возглавлял отделение, и когда был депутатом Законодательного Собрания Владимирской области, и теперь, на моей сегодняшней должности.


– А в завершение – вопрос, который надо было бы задать в начале разговора. Кому вы обязаны своей профессией, своим желанием работать на железной дороге?


– Деду, Фёдору Васильевичу Тюрникову. Он был кузнецом на Муромском паровозостроительном заводе. В 1949 году он за самоотверженный труд награждён знаком «Почётному железнодорожнику». Его рассказы о локомотивах, о железной дороге во многом определили мой выбор. А так как семья у нас была рабочая, то я тоже начал с рабочей специальности помощника машиниста.



На фото: в составе делегации Горьковской дороги – на III Железнодорожном съезде;


таким на ГЖД видят учебный центр по подготовке кадров для высокоскоростной магистрали Москва – Казань;


на снимке корреспондента «ВМ» –  Герой Социалистического труда Виктор Зуев (справа) и будущий заместитель начальника дороги по кадрам Александр Тюрников.


Марина Галкина