19 сентября 2018 20:19
фото: Фото Вадима Серова и Веры Севрюгиной

Тоннель в разрезе учебного процесса

Наглядные пособия изготовлены с учётом особенностей организации работ в Ижевском регионе

В этот кабинет Ижевского учебного центра репортёрская группа «ВМ» попала почти случайно. Цель командировки в Агрыз, где и находится центр, была другая. Но, оказавшись в учебных классах, мы невольно задержались у некоторых наглядных пособий.

Макет железнодорожного переезда. Сделан мастерски, но, по некоторым признакам, не фабричного производства. То, что мы в последнее время называем «handmade» и что сегодня особенно ценится. Что ни говори, а сделанное своими руками – роднее, душевнее, интереснее.


– Да, это я сам соорудил, – подтверждает наши догадки инспектор учебного центра Алексей Горбушин. – Как-то увидел такой макет в интернет-магазине. Для организации учебного процесса, занятий с путейцами вещь очень нужная. Но 52 тысячи рублей… Подумал: а если смастерить макет самому, из подручных материалов?


В дело пошло всё, что оставалось после домашних хозяйственных работ и что бывает так жалко выкидывать. Для основы использовал пенополистерол. Пригодились и куски поликарбоната.


4-2.jpg– Плёнкой их обтянул, – поясняет Алексей Владимирович. – Для дорожных знаков и некоторых других деталей использовал пластик от старых плакатов. Тоже обтянул плёнкой. Деревья делал из губки. Щебень – это гречневая крупа. Нужный цвет она приобрела после обработки краской из аэрозольного баллончика. Столбики – это палочки от роллов. А подставки под дорожные знаки – это защитные колпачки для мебельной фурнитуры. Их высверливал, утяжелил, чтобы придать устойчивость.

– А светофор на переезде действующий?

– Нет. Пока не придумал, как это сделать.


«Пока!» – отметили мы для себя.

Затем в учебной «коллекции» появился фрагмент тоннеля в разрезе. Нам сразу вспомнились красноуфимские тоннели.


– Из монтажной пенки делал и из газет, – подсказывает Горбушин, когда мы пытаемся угадать материал, который так точно имитирует фактуру горной породы. – Брал старые газеты, мял, комкал их, заливал сверху пенкой. Ждал, когда подсохнет. И «строил» гору, через которую потом прокладывал тоннель. Используя блок питания и пульт, сделал в нём освещение. Можно задавать режим его работы: постоянный или мигающий – когда проходит поезд.


4-3.jpgТему для следующего макета тоже подсказали реалии Ижевского региона: виадук через Широкий Лог.

– Делал его, когда виадук уже был сдан в эксплуатацию, но по фотографии – когда он ещё только строился. Мне важно было показать сам процесс монтажа этого сложного искусственного сооружения.


Среди изготовленных Горбушиным наглядных пособий есть и сложные, и попроще. Вот макет горочного поста. А вот строительные леса: макет используется, когда работники ДЗО изучают средства подмащивания. На занятиях по организации снегоборьбы в ход идут уменьшенные копии снегозаградительных щитов с различной просветностью.


На изготовление самого первого макета, вспоминает Алексей Владимирович, потребовалось около полутора месяцев.

– Больше всего времени ушло на обдумывание, как и из чего сделать тот или иной фрагмент, где взять материал. Теперь – трёх или четырёх дней вполне достаточно.

– «Ученикам» нравится?

– Думаю, что да. Взрослые, казалось бы, люди, а всё хочется потрогать. Мне потом приходится что-то подклеивать. Но это не в тягость. Главное, что людям интересно.


Ну а в планах у Горбушина новые макеты.

– Бомбоубежище буду делать, – сообщает он.

Марина Галкина