22 января 2018 10:51
фото: Владимир Полыгалин

За семь десятков лет сделано немало

Ижевский регион Горьковской железной дороги отметил свой юбилей

Поздравить регион с юбилеем пришло более четырёхсот человек, среди которых были руководители разных лет, почётные гости, ветераны и работники дороги. Со сцены Дома культуры звучали тёплые слова в адрес железнодорожников. Вниманию зрителей был предоставлен специально подготовленный к юбилею фильм об исторических этапах бывшего Ижевского отделения. После его просмотра состоялось торжественное награждение и праздничный концерт.
История региона начинается с 24 декабря 1947 года, когда приказом начальника Казанской железной дороги Якова Соколинского было создано Ижевское отделение. Протяжённость вошедших в его состав участков составляла всего 347 км – построенная в 1916 году линия Агрыз – Воткинск и две другие линии, проложенные по территории Удмуртии в дни Великой Отечественной войны, Ижевск – Игра, Ижевск –Кильмезь. Они имели важное стратегическое значение: обеспечивали работу машиностроительных, оборонных предприятий Ижевска и Воткинска, заготовку леса. Именно открытие этих линий сделало Ижевск железнодорожным узлом.

Первый этап в истории Ижевского отделения выпал на тяжелейшие послевоенные годы, когда необходимо было восстанавливать страну, её экономику и промышленность. Три руководителя, Иосиф Новичков (1947 – 1951), Фёдор Боткин (1951 – 1952) и Леонид Корольков (1952 – 1953), сделали всё возможное для этого.
Людмила Львова, трудившаяся на дороге с 1958 года, вспоминает, что в те времена работать было очень трудно в первую очередь физически. Большую часть коллектива составляли женщины. Они подтаскивали рельсы, меняли шпалы – всё вручную.

– Самая лёгонькая кувалда весила 8 килограммов, а самая тяжёлая – 32, – рассказывает Любовь Корева, работник дороги с 1981 года. – Вот, представьте: если поезд идёт – за 400 метров нужно сойти. Надо успеть и костыль забить. А костыли женщины забивали – вы бы видели, как! За два удара он у них звенел.

На годы руководства Павла Фомина (1954 – 1962) выпало несколько крупных и важных для отделения изменений, которые стали результатом огромной работы НОДа и работников железной дороги. Так, в 1957 году к Ижевскому отделению присоединилось Агрызское с сохранением центра в Ижевске. Это было связано с тем, что Ижевское отделение стало играть всё большую роль в транспортном обслуживании Удмуртской республики и в росте её экономики. Стартовала смена тяги на основных направлениях – паровозы стали заменяться тепловозами. Также в 1961 году началось строение второго пути на главном ходу.

12 февраля 1962 года Ижевское отделение вновь укрупнилось: к нему было присоединено Красноуфимское, и также с сохранением центра в Ижевске.
Заместитель начальника ГЖД по Ижевскому территориальному управлению Александр Лапшин, отмечая со сцены ДК наиболее важные исторические этапы региона, особое внимание в своей поздравительной речи уделил электрификации железной дороги (1979 – 1984 – главный ход пути, 1990 – участок Агрыз – Ижевск):

– Это громаднейшая круглосуточная работа, и спуску не было никому. Действительно героический подвиг, который был совершён Ижевским отделением.
90-е годы стали одними из самых тяжёлых в истории – переход к новому строю, другому образу жизни. В 1994-м объём перевозок по сравнению с 1988 годом снизился в 2,4 раза. Погрузка в сравнении с показателем успешного 1986 года также сократилась – в 8,2 раза. Сохранить коллектив и уже наработанный уровень производства и перевозочного процесса удалось Клементию Роговцу, руководителю отделения с 1992 по 2000 год.

– Я благодарен судьбе, что мне довелось работать в очень непростых условиях, проходя все этапы электрификации, строительства вторых путей, удлинения, – признаётся следующий НОД, Александр Рябков, руководивший отделением с 2000 по 2007 год. – Наверное, где-то в подсознании закладывалось, что нужно совершенствоваться. Когда судьба позволила мне возглавить Ижевское отделение, мы очень много внимания уделяли технологиям. Развивали и социальную сферу: детские сады, школы, стадионы, магазины, своё жильё – работали и жили полнокровной жизнью.

Александр Рябков вспоминает, что к прогрессу железнодорожников приходилось иногда подталкивать:
– Помню, как мы начали выдавать зарплаты через банкоматы. Все стояли в очереди в кассу, и я уговаривал людей получить деньги на карту, ведь старый способ всё равно скоро уйдёт. Все говорили: «Не надо нам никаких пластиковых карточек – мы лучше в кассу постоим».

С особой радостью Александр Николаевич вспоминает, что за время его руководства почти не приходилось сокращать сотрудников. Ведь это решение руководитель пропускает через себя.
Действующий руководитель региона Александр Лапшин делится с присутствующими, что не может вспомнить ни одного примера, когда регион не выполнил задачу, поставленную начальником дороги или президентом компании:

– Чувствую гордость за то, что Ижевский регион сегодня – это неотъемлемая часть Горьковской железной дороги, а вместе с Горьковской магистралью – неотъемлемая часть Российских железных дорог, которые в течение 180 лет исправно служат государству и несут на себе то бремя ответственности, которое на них возлагают.
С поздравлениями выступил также глава города Ижевска Юрий Тюрин:

– Мы, простые жители, пассажиры, участники грузового движения, с восхищением смотрим, как работает наша железная дорога. Это особый мир очень трудной, сложной работы и высокой самодисциплины – не случайно в этой отрасли работники носят форму, хотя являются гражданскими людьми. Город никогда не станет столицей, если там не будет железной дороги – главной артерии, которая этот город питает.
Александр Тюрников, заместитель начальника ГЖД по кадрам и социальным вопросам, также приехал поздравить железнодорожников, сделав акцент на реальных цифрах, доказывающих лидерство региона:

– Ижевский регион всегда отличался тем, что давал новые методы работы в нашем тяжёлом железнодорожном деле. В советское время простой дорожный мастер Сарапульской дистанции пути Евгений Пивоваров вошёл в историю, первым применив кольцевой метод работ по обслуживанию пути, за что был удостоен звания Героя социалистического труда. А его метод был взят на вооружение во всём СССР. Отличались своими передовыми методами и локомотивщики, которые лидируют и сегодня. За месяц по региону проведено 2555 тяжеловесных поездов массой свыше 9 тонн, порядка 300 из которых – собственного формирования. Ежедневно по Ижевскому региону проходит болне 50 пар пассажирских пригородных поездов. Регион также является лидером по грузообороту на всей магистрали по итогам одиннадцати месяцев. Это подтверждает то, что здесь работают высококвалифицированные специалисты. И, хотя принято вспоминать руководителей отделения, невозможно было бы достичь хороших показателей и технического прогресса без простых работников: монтёров пути, машинистов – всего трудового коллектива Ижевского региона.
Диана Литвинова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31