22 апреля 2018 05:49
фото: Леонид Акопов

Добро пожаловать на станцию

Служба корпоративных коммуникаций Горьковской железной дороги организовала пресс-тур по станции Нижний Новгород-Сортировочный для журналистов региональных и федеральных СМИ. Их познакомили с работой сортировочной горки и восстановительного поезда.
3200 грузовых вагонов за сутки способна пропустить сортировочная горка на станции Нижний Новгород-Сортировочный. Она одной из первых перешла на полный автоматический роспуск вагонов, имеет полностью электрифицированные пути надвига. Это удешевляет сам процесс роспуска грузовых вагонов в больших объёмах.

Большинство репортёров, приглашённых на станцию, никогда не видели работу горки, поэтому некоторые даже испугались, услышав леденящий душу пронзительный свист и громкое шипение замедлителей. Удивительным им показалось и то, как вагоны сами по себе катятся вниз. Неужели это неопасно? На этот и другие вопросы отвечал начальник станции Нижний Новгород-Сортировочный Максим Кощеев.

– На горке скорость роспуска незначительная. Замедлители не только сбрасывают скорость, но и обеспечивают необходимый интервал, исключающий перевод стрелок на «чужой состав» или непосредственно под идущим вагоном. Пройдя через три вида замедлителей, вагон или группа вагонов на скорости не более 5 км в час автоматически прицепляется к составу нужного направления, – кратко и доступно рассказал Максим Кощеев.
В процессе общения не удалось увидеть работу составителей поездов, чья профессия даже сегодня имеет повышенную опасность. Составитель обязан в секунды ориентироваться и правильно расцеплять вагоны, считывая копии выходных данных от маневрового диспетчера. Именно составитель является ключевым работником во время управления движением на горке.  

Несмотря на полную автоматизацию, операторы сортировочной горки могут и обязаны перейти к ручному режиму управления роспуском, если что-то пойдёт не так и нужно предотвратить вероятные негативные последствия.

Между прочим, не все вагоны разрешены под свободный роспуск. Автору этих строк, например, не удалось полностью прочесть и вникнуть в название груза в цистернах, которые через горку тянул маневровый локомотив. Но уже одно слово «водород» заставит задуматься об опасности.

– Поэтому роспуск вагонов в автоматическом режиме составляет только 81%, – уточнил начальник станции.
На посту ЭЦ, где работают операторы горки и маневровый диспетчер, главное – не шуметь и не отвлекать дежурный персонал. У каждого оператора на экране отражается своя зона ответственности. Работники здесь опытные. Однако, кажется, чего-то не хватает.

– Тренажёрного комплекса оператора на станции нет, а он нужен. Надо понимать, что для молодёжи это раздолье для практики. А главное, молодому оператору простится допущенная на тренажёре ошибка. Или его собственная, или обусловленная программой, – подчеркнул Максим Кощеев.

Мудро поступил в 1936 году нарком НКПС СССР Лазарь Каганович, убрав термин «вспомогательный поезд». Это словосочетание накладывает оттенок вторичности. Знаменитый нарком заменил его на «аварийно-восстановительный поезд», тем самым подчеркнув его значение. Персонал восстановительного поезда специально нигде не готовят. Там работают такие же «гражданские» крановщики, бульдозеристы, водители и стропальщики.

Уже давно восстановительные поезда утратили репутацию «скорой помощи», способной действовать исключительно в чрезвычайных ситуациях. Так, за 2010 – 2017 годы восстановительный поезд на станции Нижний Новгород-Сортировочный оказал хозяйственную поддержку своей тяжёлой техникой при замене 41 пролётного строения различных мостов и помог уложить 347 стрелочных переводов. За этот же период восстановители совершили 35 выездов на аварии, подняли 90 единиц подвижного состава. Последние крупные аварийно-восстановительные работы проводились в 2016 году, когда произошло крушение грузового поезда в городе Дзержинске Нижегородской области.
Краны грузоподъёмностью от 50 до 250 тонн, четыре мощных бульдозера – это не только то, чем можно гордиться, но и то, что необходимо содержать в идеальном порядке. В один голос все журналисты задали вопрос: «А как?»

– Регламент и ещё раз регламент, – подчеркнул начальник аварийно-восстановительного поезда на станции Нижний Новгород-Сортировочный Олег Карманов. – Надо вовремя обслуживать технику, меняя масло и топливо, следить за её исправностью, не нарушать сроки обслуживания и проверки кранового оборудования, предохранять уязвимые части восстановительной техники от чрезмерного переохлаждения.

Олег Карманов добавил, что иногда приходится «утеплять» технику собственными силами. И выразил уверенность, что заведённый порядок не позволит подвести дорогу в трудную минуту. На станции Нижний Новгород-Сортировочный готовность восстановительного поезда к отправлению по тревоге, включая предоставление локомотива, составляет 40 минут. Да, времени немного. Но если вся техника и оборудование восстановительного поезда исправны, то этого вполне достаточно. Дождаться тягу – и вперёд! Работа привычная.
Леонид Акопов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31