19 октября 2018 07:19
фото: Владимир Полыгалин

Энергии хватит на любые задачи

Когда положение требует отличных знаний технологии работы каждого хозяйства

23 декабря начальник технологической службы Горьковской железной дороги Александр Семенников отметит свой 60-летний юбилей. Общий стаж его работы на магистрали насчитывает почти 39 лет. Бессменный руководитель службы признаётся, что, испытав на себе однажды все трудности железнодорожной профессии, больше никогда не представлял себя в другом деле.

– Александр Фёдорович, расскажите, как вы решили связать свою жизнь с железной дорогой?


– Мой отец был машинистом железнодорожного крана и посвятил магистрали 50 лет. Мальчишкой я часто бывал у отца на работе. Ещё тогда я понял всю серьёзность и ответственность дела, которым он занимался. А в пятом классе пошёл учиться на Детскую железную дорогу и, можно сказать, уже тогда связал свою жизнь с отраслью. За три года я познакомился с рядом железнодорожных профессий. В 1977 году окончил Горьковский техникум железнодорожного транспорта по специальности «Автоматика, телемеханика и связь». Однако моя трудовая деятельность началась на год раньше. Владимирская дистанция сигнализации и связи считалась на тот момент самой передовой, и пройти там производственную практику могли только отличники. В их числе оказался и я. Помню, как до обеда нам приходилось работать на дистанции, а после мы шли на ковровский Мелькомбинат выгружать вагоны. Это было очень серьёзным испытанием для 17-летних парней. Мешки, которые мы ворочали, весили по 50 – 60 кг. Но мы получали зарплату и были довольны. За время практики, работая монтёром СЦБ, я показал хорошие знания и получил пятый разряд.


В 1977 году ушёл в армию, несмотря на то, что на руках было направление в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Решение оказалось судьбоносным: я попал в воинскую часть на космодроме Байконур. Своими руками обслуживал жизнеобеспечивающие системы космических аппаратов. В военном билете есть автографы космонавтов Аксёнова, Берегового, Поповича, Климука, Гермашевского. В армии я окончательно понял, что без высшего образования нельзя. Поэтому после службы поступил во Всесоюзный заочный институт инженеров транспорта. Пока учился, работал на Горьковской дистанции сигнализации и связи сначала электромонтёром СЦБ, потом – электромехаником и старшим электромехаником СЦБ. В общественной жизни дистанции всегда принимал активное участие, был членом комитета ВЛКСМ, заместителем командира добровольной народной дружины. А после окончания института в 1988 году получил приглашение работать помощником ревизора по хозяйству сигнализации, связи и энергетики в Горьковском отделении ГЖД. Возглавлял его тогда Омари Хасанович Шарадзе.


Судьба сложилась так, что 16 лет я проработал в ревизорском аппарате. Последняя моя должность на этом поприще – первый заместитель главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов. В 2010 году начальник дороги Анатолий Фёдорович Лесун предложил мне возглавить технологическую службу. Она была создана по распоряжению президента компании для координации взаимодействия участников перевозочного процесса на регионе ГЖД.


– У вас за плечами богатый опыт работы в ревизорском аппарате. Помогло ли это вам в организации работы новой службы?


– Конечно! Есть такое понятие – «общевойсковой командир». Проходя определённые стадии служебного роста в аппарате главного ревизора, мне пришлось изучить технологию работы каждого хозяйства через расследование допущенных нарушений. Этот факт стал определяющим при моём назначении.


– С какими трудностями вам пришлось столкнуться при становлении технологической службы?


– Начинали «с нуля». Создание службы требовало больших познаний в области организации перевозочной деятельности, нужно было сформировать компетентный штат. Главные сложности были с тем, чтобы наладить координацию участников перевозочного процесса через нормативные акты и документы. Только спустя год мы смогли правильно определить направление работы и выстроить цепочку нормативной технологической документации через различные регламенты взаимодействия, которых насчитывалось в начале два десятка, а чуть позднее – уже 40, 100 и 150. При создании новой структуры всегда рождается регламент взаимодействия той или иной деятельности. Например, отделилась дирекция энергообеспечения, значит, взаимодействие нужно выстраивать по-новому.


– Как за эти семь лет изменились задачи службы?


– Мы работаем на стыке дирекций и служб дороги, выстраивая технологические процессы с применением элементов бережливого производства и рационализаторской деятельности. Координирует работу службы первый заместитель начальника ГЖД Александр Васильевич Процкий.


С 2013 года на основных станциях дороги были созданы узловые технологические группы. Их появление связано с необходимостью механизма решения проблем на уровне регионов и предприятий. Когда все вопросы стали замыкаться на НЗ-1, мы поняли, что без регуляторов на территориальном уровне не обойтись. Для делегирования полномочий создали 28 узловых технологических групп, возглавляемых начальниками станций. Это позволило снизить поступление нерешаемых вопросов на уровень первого заместителя начальника дороги. А благодаря дорожному соревнованию удалось замотивировать узловые технологические группы на конечный результат. Хочу отметить, что в этом году УТГ предложили 34 межфункциональных проекта бережливого производства.


С 2012 года мы занимаемся вопросом систематизации работы измерительных комплексов. Раньше вагон-путеизмеритель, лаборатория СЦБ и лаборатория контактной сети следовали по отдельным ниткам графика. Объединив их единой технологией, удалось высвободить локомотивы. Ведь с одним локомотивом теперь едут сразу три вагона-лаборатории. Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Горьковской дирекции инфраструктуры широко применяет эту практику. Сегодня такие измерительные комплексы курсируют по полигону сразу трёх дорог: Московской, Горьковской и Свердловской. По маршруту Москва – Нижний Новгород – Екатеринбург ходит единый измерительный комплекс, а данные о состоянии инфраструктуры можно передавать в режиме реального времени по всему маршруту следования для оперативного устранения вскрытых недостатков.


Ещё наша служба принимала участие в составлении параметров общего для трёх дорог использования тягового подвижного состава на полигоне Кузбасс – Северо-Запад. На Горьковской магистрали от станции Балезино до станции Бабаево обращается локомотив переменного тока. Мы выработали единые параметры использования тягового подвижного состава. Сегодня все нормативные документы на Горьковской, Северной и Октябрьской железных дорогах при использовании локомотива переменного тока приведены к одним требованиям.


Также в настоящее время ведётся активная работа по снижению эксплуатационной нагрузки на малоинтенсивных линиях. На Горьковской железной дороге их 24. Были разработаны отдельные программы по совмещению профессий на этих линиях, оптимизированы графики движения сборных поездов. Без уменьшения объёмов погрузки нам удалось сократить количество работников, занимающихся организацией перевозочного процесса. В прошлом году экономия эксплуатационных расходов по этой программе достигла 80 млн руб.


– Помните ли вы свою первую награду?


– Когда я пришёл на железную дорогу после армии, меня приняли в комитет ВЛКСМ. Поэтому первой значимой наградой для меня стал снимок у развёрнутого Красного знамени Горьковской дистанции сигнализации и связи. Нас, троих комсомольцев, сфотографировали, и наши портреты повесили на доску почёта дистанции. А когда я уже трудился в ревизорском аппарате, то была и почётная грамота, и часы начальника дороги, и знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет», и почётная грамота Министерства транспорта РФ. Позднее получил именные часы президента ОАО «РЖД», звание «Почётный работник Горьковской железной дороги» и «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД».


– С какими мыслями и планами встречаете свой юбилей?


– Говорят, возраст – это то, на сколько лет ты себя ощущаешь. Я своих лет не чувствую. Знаю, что во мне ещё много энергии, которой хватит на любые задачи. Впереди – освоение высокоскоростного движения, мне хотелось бы принять участие в выстраивании технологического процесса.

Беседовала Алёна Зудина