24 октября 2018 03:47
фото: Владимир Полыгалин

Механик с неравнодушным сердцем

Найти дело своей жизни можно и по воле случая

Как сильно могут разниться с реальностью наши догадки о человеке: по телефону со мной говорил строгий немногословный мужчина, а встреча оказалась очень радушной. Первое, что замечаешь в нём, – это глаза, которые светятся живым огоньком. С лица не сходит улыбка, о чём бы он ни говорил – о любимом деле или о трудностях, с которыми столкнулся на своём пути. Сергей Ежов, с 2016 года главный механик СПМС-318, показывает мне станцию.
– Начнём с улицы, – говорит Сергей Власович. – Всё, что нас здесь окружает, ложится на мои плечи, будь то содержание машин или организация уборки снега.
Идём в цех: большое пространство, где на удивление мало людей. Наш разговор сопровождает гул станочного оборудования.
– Здесь мы ремонтируем дизеля, – говорит главный механик. – Объёмы маленькие, потому что и штат у нас не очень большой. Ремонт механизмов и узлов проводит калужский завод «Ремпутьмаш». Раньше мы его делали сами.
Ещё не один человек скажет мне о том, как Сергей Власович любит чистоту. Он несколько раз сетует на заснеженную территорию. Снегоочистительную технику не всегда дают по первой просьбе.
Осмотрев здание снаружи и внутри, мы ведём беседу в кабинете главного механика. Он делится, что его биографию в газетах писали уже трижды. Сергей Власович показывает мне пожелтевшие от времени, но всё ещё читаемые газетные полосы. Рядом на столе лежат награды. Его мобильный то и дело звонит, и я замечаю, что по телефону голос и вправду приобретает металлические нотки. Что касается рабочих вопросов, то начальник он «строгий, но справедливый» – так отзываются о главном механике его коллеги.
Сергея воспитывала мать, проработавшая на железной дороге всю свою жизнь, до самой пенсии. Однако на ГЖД Ежова привела простая случайность. Три года он служил на военно-морском флоте командиром штурманского отделения, но специальность, полученная там, оказалась бесполезной в его родной деревне в Семёновском районе. Сергей Власович даже подписал контракт о работе в Африке, в Гвинее-Бисау, но потом понял, что не может оставить мать одну.

С другом за компанию пошёл учиться на водителя легковых и грузовых автомобилей. Учёба проходила вечером, поэтому её можно было совмещать с работой. Когда Сергей Ежов пришёл на медкомиссию для будущих водителей, то увидел там местную газету с объявлением: требуется помощник машиниста на автодрезину. Так он и оказался на железной дороге.

– Космонавтом я стать не мечтал, хоть меня всегда тянуло небо. Но никто не подсказал, не направил. А как только я пришёл на железную дорогу и увидел, как идёт дрезина, то меня сразу привлекли механизмы, их движение и что эту железную громадину можно заставить своими руками поехать.

По словам коллег, Сергей Ежов постоянно занимается самообразованием. Оно и понятно: каждая новая машина, с которой ему приходилось работать, требует других знаний. Ему довелось учиться и за границей, в Австрии. В связи с получением новых машин «Дуоматик» для специалистов дороги в своё время была организована двухнедельная практика в городе Линц. А работая на машине «ВПР», Ежов получил государственную награду – знак Министерства путей сообщения «Почётному железнодорожнику». Её он ценит даже больше, чем ту, что получал из рук президента России. А история этой награды такая. В 2001 году, при создании СПМС-318, Сергею Власовичу предложили должность начальника машинного комплекса. Несколькими годами позже он стал заместителем начальника станции по ремонту машин. Сергей Ежов вспоминает, как было тяжело в тех условиях реализовать ремонт на практике, даже когда он уже решён на бумаге. Впрочем, трудности его только привлекали – некоторые технологии ремонтники создавали самостоятельно. Вот за это он и был награждён медалью «За развитие железных дорог», которую лично вручал Владимир Путин.
Сергей Ежов уверен, что успех во многом зависит от коллектива, и считает, что с людьми ему всегда везло по жизни. А если было не так – он всё равно умел найти подход к каждому.

Параллельно со своей основной работой Сергей Ежов пробует себя в новом деле – в качестве преподавателя старших курсов Нижегородского филиала МИИТ. Преподаёт дело всей своей жизни – технологии, производство и ремонт путевых машин. Хотя Сергей Власович и читает все темы в рамках программы, он всегда старается переплетать их с примерами из жизни и найти то, что будет действительно интересно студентам. Иногда устраивает проверочные работы без оценок, чтобы понять, слушают ли его студенты. Оказывается, слушают все.
Спрашиваю Сергея Власовича про перспективы карьерного роста. Он широко улыбается:
– Через десять месяцев у меня пенсия. В деревне живёт мама, которой 82 года. А деревенский дом всегда требует помощи: в этом году перебирал двор, занимался забором, грядками. Как только выйду на пенсию – займусь пчеловодством.  

И может быть, он не богат деньгами, но и главные ценности для него – не материальные. Есть у него два сына и четверо внуков – все мальчики. Не в этом ли главное богатство?
Каждый, кто знает Сергея Ежова, не имеет значения – год или пятнадцать лет, говорит о нём с восхищением и уважением.

– Этот человек – как мирный атом, – рассказывает бригадир РСУ Александр Анисимов. – Столько в нём энергии положительной! Про возраст вообще говорить не буду – я ему завидую. Человечище! Раньше была такая энциклопедия «Кирилл и Мефодий» на 12 дисках – вот это всё у него в голове. Он был одним электриком на два корабля, когда служил на флоте. В 50 лет окончил институт, а его дипломный проект изложен на стенде в одном из московских кабинетов МИИТ.
– Он человек старой закалки, хорошо воспитан, – говорит инженер Елена Королёва. – Никогда не приносит в коллектив плохое настроение: всегда позитивный, улыбается. С кого надо – спрашивает, но никогда не приходит со злом или руганью.

Елена Блохина, в настоящем – секретарь начальника СПМС-318, знает Ежова уже более десяти лет:
– Когда я начинала с цеха, там он был самым старшим руководителем. Сергей Власович был как родной отец: напутствия, помощь, поддержка не только в работе, но и в личных вопросах. Ему легко что-то рассказать, поделиться – он очень добрый человек, щедрый, заботливый. С женщинами обходительный, про все дни рождения помнит, на праздники – всегда с цветами. Сам принесёт и поздравит. Полагаемся на него не только в работе, но и в общественной жизни. Сколько мы ни участвовали в каких-то соревнованиях, он был везде. На субботниках за ним не угнаться! Надеюсь, я в его годах буду такой же.

За два года, пока Сергей Власович находится в должности главного механика, сотрудники уже успели заметить изменения в лучшую сторону. Тот же внешний вид территории СПМС-318, к примеру.
– Площадка перед въездом была заброшенным пустырём, – рассказывает Мария Канцерова, заместитель начальника по кадрам. – Когда-то там должны были построить гараж, но не сделали этого в связи с отсутствием финансирования. Теперь площадка полностью выровнена, поставлены контейнеры – это живое его детище.

Мы прощаемся, стоя как раз на той самой площадке.
– Я вообще очень люблю чистоту. Если кто-то бросит мусор, мне всё равно, кто это – подойду и скажу в глаза. Здесь на территории вы не найдёте ни одного окурка.
Диана Литвинова