24 октября 2018 03:20
фото: архив ТЦФТО

Повысить индекс мастерства

После любого конкурса знаешь и умеешь больше, чем до участия в нём

Конкурсы приёмосдатчиков груза и багажа и приёмщиков поездов – традиция на Горьковской железной дороге давняя. Лет двадцать назад приходилось бывать на таких состязаниях в Арзамасе, во Владимире, не так давно –
в Агрызе. В нынешнем году финал конкурса Горьковской дирекции управления движением принимал Ижевск.

Перед началом состязаний – короткий опрос от «ВМ». Женщины (а их здесь подавляющее большинство) отвечают с готовностью, почти хором, подхватывая и продолжая мысль друг друга.


– Для меня это возможность пообщаться с коллегами, обменяться с ними опытом.

– Новые знания получаешь.

– При подготовке штудируешь все инструкции. А это пригодится не только на конкурсе, но прежде всего на работе.

– Первый тур профессионального конкурса, который проводит Горьковская дирекция по управлению движением, проходил в центрах организации работы железнодорожных станций.

В Ижевске собрались его призёры – 15 приёмосдатчиков и 15 приёмщиков со всех регионов дороги. Теоретические и практические испытания покажут, кто из них имеет право на звание лучшего в своей профессии, – комментирует начальник службы грузовой и коммерческой работы ТЦФТО Владимир Крупнов.


Итак, практика. На станционных путях участников уже ждут вагоны. Коммерческий осмотр составов – дело привычное. Но, как хорошо знают старожилы конкурса, подводных камней тут может быть немало: организаторы наверняка постарались и подготовили «хитрые» неисправности. На каждый вагон – две минуты, на всю дистанцию – 14. На старт, внимание... И – пошёл отсчёт секундам и минутам.


Это задание общее для приёмосдатчиков и приёмщиков. На контрольных листах появляются записи: расстройство погрузки газового оборудования – ослаблены растяжки, неправильно уложено верхнее бревно (это о вагоне с круглым лесом), упорный брус не прилегает к полу (о платформе с техникой)...

В отведённое время укладываются не все. У кого-то одна-две лишние минуты, кое-кто почти вдвое превысил лимит. А это уже штрафные баллы.


По качеству осмотра у организаторов тоже есть замечания. Впрочем, конкурсы мастерства проводятся не только для того, чтобы определить лучших. Они дают возможность выявить пробелы в знаниях, в обучении персонала: на что обратить внимание на учёбе, какие темы подтянуть.


– Только четыре человека заметили, что на платформе, гружённой техникой, пол не посыпан песком, и только двое обнаружили на ней муляж взрывного устройства, – обобщает уже после подведения итогов этапа начальник Ижевского отдела коммерческой работы ТЦФТО Рамиль Гайнуллин. – В вагонах с круглым лесом мало кто увидел, что бревна в штабеле разной длины, что нарушена высота погрузки. В порожней цистерне не все выявили открытый сливной прибор, и посторонний предмет в тележке, и нарушения в маркировке. А ведь от всего этого зависят и безопасность движения, и наши доходы.


Вот вам и темы для изучения.

Ну а лучшие результаты на этом этапе показали приёмосдатчики Евгения Хлебникова (Лянгасово), Екатерина Галиева (Юдино), Анастасия Прытова (Лянгасово) и приёмщики поездов Наталья Пасечник (Муром) и Галина Глазкова (Нижний Новгород-Московский).


Кроме того, на практике приёмосдатчики груза и багажа определяли массу грузов, опираясь на Рекомендации государственной системы обеспечения единства измерений, проверяли правильность оформления транспортной железнодорожной накладной, выявляли нарушения в разработанном грузоотправителем эскизе, составляли коммерческий акт, определяли объём жидкости в цистерне и вес груза по специальным таблицам.


Приёмщики поездов тем временем оценивали правильность оформления акта размещения и крепления негабаритного груза, составляли акт на обнаруженную коммерческую неисправность, определяли индекс негабаритности груза, выполняли задания, связанные с правилами перевозок разных типов грузов. Не расслабиться ни на минуту!

Некоторые особенно переживали за практику, кто-то больше волнуется перед испытаниями по теории. В вагоне-тренажёре, где проводится этот этап, участников встречает начальник отдела грузовой и коммерческой работы ТЦФТО Наталья Бажаева.


– Ничего запредельного от них мы не требуем, – поясняет Наталья Леонидовна репортёрской группе. – Только то, что они как профессионалы должны знать, с чем сталкиваются ежедневно на работе. Автоматизированная обучающая система для работников хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, АОС ДМ, тоже им хорошо знакома. Но, конечно, объём знаний должен быть большой. При формировании теста мы опирались на Технические условия погрузки и размещения грузов, и Правила перевозки опасных грузов, и Инструкцию по актово-претензионной работе, и Правила коммерческого осмотра – в общей сложности использовано более двадцати нормативных документов. Максимум, который можно набрать на этом этапе, – сто баллов.


Увы, как потом выяснилось, до этой высоты никто так и не поднялся. Из приёмосдатчиков груза и багажа ближе всех к ней подошли Альбина Дубцова (станция Кама, 79 баллов), Фания Ахунзянова (Агрыз, 70 баллов) и Светлана Калимуллина (Кама, 69 баллов). У приёмщиков поездов лучше всех теоретический этап завершили работники станции Агрыз: Евгения Иванова (86 баллов), Альбина Хакимова (83) и Татьяна Мухамадиева (83).

Борьба за победу в группе лидеров шла очень острая – на протяжении всех этапов. Достаточно сказать, что у приёмосдатчиков судьбу «золота» и «серебра» определила разница всего в один балл.


2-2.jpgИ вот самый волнующий момент – награждение. Участники замирают в ожидании, а затем горячо аплодируют коллегам, с которыми за время конкурса близко познакомились и даже подружились.

У приёмосдатчиков первое место заняла Елена Антонова (Киров-Котласский), второе – Альбина Дубцова (Кама), третье – Наталья Пасечник (Муром).


У приёмщиков поездов в тройку лидеров вошли Евгения Иванова (Агрыз), Татьяна
Мухамадиева (Агрыз) и Анастасия Прытова (Лянгасово).

В завершение – небольшое интервью с одной из победительниц, Еленой Антоновой:


– В конкурсе участвую не впервые. В финал выходила несколько раз. Но меня «преследовали» второе, третье места. В прошлом году, наконец, победа. А это налагает особую ответственность.

В этот раз тоже хотелось не ударить в грязь лицом. И руководители настраивали нас на борьбу, на победу. Но, я думаю, что главное всё-таки на таких конкурсах – это встреча с коллегами из других регионов и опыт, который получаешь при общении с ними. Большое спасибо организаторам. Всё было подготовлено и проведено на очень высоком уровне.

Ну а «Волжская магистраль» поздравляет призёров и победителей. Так держать!

Марина Галкина