Cannot find 'main_section_menu_2017' template with page ''

Выпуск 28.03.2013

Узел на Лесном Воронеже

Мичуринск (Мичуринск-Воронежский, Мичуринск-Уральский) – станция Юго-Восточной железной дороги, введена в строй в 1866 году, называлась – станция Козлов. Большой железнодорожный узел. Город Мичуринск – ныне районный центр в Тамбовской области. Козлов, он же Мичуринск, – к двум отечественным фамилиям восходит название города на Лесном Воронеже.

Мичуринск (Мичуринск-Воронежский, Мичуринск-Уральский) – станция Юго-Восточной железной дороги, введена в строй в 1866 году, называлась – станция Козлов. Большой железнодорожный узел. Город Мичуринск – ныне районный центр в Тамбовской области.

 

Козлов, он же Мичуринск, – к двум отечественным фамилиям восходит название города на Лесном Воронеже.

Из описания городского герба, утвержденного в 1781 году, – «козел белый, поле красное, земля зеленая», – можно вообразить, что речь идет о каком-нибудь горном, богатом козлиной живностью местечке, хотя в действительности здесь глубинная равнинная Русь, древний мордовский край; описания и объяснения гербов нередко были произвольны, надуманны, довольно часто «привязывались» к внешней стороне старинных названий. На самом же деле город своим первоначальным названием обязан Семену Козлову, крепостному крестьянину знаменитого князя Дмитрия Пожарского. Козлов и его сотоварщи владели участком для рыбной ловли и платили оброк. Стан их располагался близ того места, куда по государеву указу воеводы пришли «для береженья от татарских войн меж Воронежских и Цненских верхов на Урлаповом городище, или где пригоже, построить город…» Более всего «пригоже» оказалось – у рыбачьего стана.

В 1636 году к городкам Белгородской черты добавилась еще одна крепость – преграда степным, восточным набегам, пятнадцатью башнями вознесшаяся у реки Лесной Воронеж. Преграда устроилась непреодолимой: ни один из набегов, – а в 1644 году их было аж три, – успеха не имел.

 

Городок рос быстро. Вслед за первыми стрельцами, пушкарями и плотниками, а также строителями, по нарядам вытребованными из Воронежа, Ельца, Лебедяни, Михайлова, Пронска, в городке обосновалось немало иного народу, зазванного кличем: «чтоб в Тамбов и Козлов шли на житье всякие вольные и охочие люди». Одно время Козлов по численности проживающих даже превосходил Тамбов, находясь меж тем в административном подчинении у последнего.

В начальный свой век городок на Лесном Воронеже был известен Тарбеевской верфью, где строились гребные суда и парусники, пригодные даже к морским плаваниям. Суда Тарбеевской верфи использовались в походе против Крымского ханства в 1662 году и в Азовских походах Петра Первого.

 

altВ восемнадцатом и особенно девятнадцатом веках Козлов обретает характерные черты торгово-купеческого и промышленного города. Центр хлебного уезда, он словно бы весь прорастает на хлебе. «С утра до вечера стоят здесь сплошными рядами, целыми вереницами подводы с кулями муки, пшена, овса… Такой массы лавок и лабазов с мукой и вообще с хлебом вы не найдете нигде, ни в одном городе», – так выглядит Козлов конца прошлого века в очерке «Белый город» уроженца Тамбовщины писателя С. Терпигорева.

Город под пером писателя – в два образа, в два лица. Со своими белыми церквями и домами он, по первому, издальнему взгляду, видится «какой-то мраморной моделью какого-нибудь большого города»; но поближе – неухоженность, захламленность, грязь.

Исторической памятью не только города, но и всего нашего Отечества писатель запечатлен как мужественный и сострадательный человек. Во время голода 1867 года на местной железнодорожной станции скопились горы хлеба – для голодающих. Хлеб лежал под открытым небом, мокнул под дождем, гнил, но строители и хозяева железной дороги Козлов – Рязань фон Дервиз и фон Мекк не торопились с его вывозом, давая зеленый свет более выгодным грузам. С. Терпигорев выступил с разоблачительной статьей в московской прессе, статья вызвала большой резонанс, всколыхнула даже правительственные круги. Властям пришлось вмешаться и дельцов на железной дороге отстранить от неблаговидных дел.

Но сама железная дорога дала новый рост городу на Лесном Воронеже, резко увеличив и его население, и его торговый оборот. Словно трава в теплый дождь, во множестве появились мукомольные мельницы, просорушки, скотобойни, салотопни, маслобойни, табачные фабрики, заводы – чугунолитейные, колокольный, пивоваренный, винокуренный (выкуривалось более двухсот тысяч ведер спиртного). Для технического обслуживания дороги были устроены крупные железнодорожные мастерские.

Железнодорожная станция с размахом принимала товары местного производства – колокола, свечи, табак, вино, мыло, немалыми вагонами – мясо, сало и кожи: на скотобойнях забивалось ежегодно более восьмидесяти тысяч голов скота. Но, конечно же, главным товаром был хлеб – на него приходилось пять с половиной миллионов пудов (овес, рожь, пшеница, просо, мука) из шести миллионов пудов грузов, в конце прошлого – начале нынешнего веков ежегодно поставлявшихся Козловской округой на внутренний и внешний рынки.

 

С местной станцией связано имя, которое отозвалось в новоданном имени самого города. Иван Мичурин в молодости работал здесь железнодорожным конторщиком, затем кассиром и даже одним из помощников начальника станции. Но, разумеется, не этим он замечателен и остался в нашей памяти. С детских и юношеских лет пытливый исследователь природы, он всю жизнь посвятил любимому делу, разработал свое учение, с немалыми трудами, хлопотами, лишениями создал селекционный питомник, и множество им выведенных сортов яблонь, груш, слив, вишен, абрикосов образуют теперь сады Черноземного края да и всей страны.

В 1932 году, через шестьдесят лет после того, как Мичурин обосновался в Козлове, город, три века носивший изначальное название, был – еще при жизни знаменитого естествоиспытателя – переименован в Мичуринск.

 

Мичурин – хоть и среди первых, но, право же, не единственный, кто содействовал известности здешнего края. Перечень почтенных имен слишком велик, чтобы его дать сполна. Назовем хотя бы некоторых. В Козловском уезде родились композитор Верстовский, ученый-ориенталист Минаев, создатель ламп накаливания Лодыгин. Здесь жили, работали музыкальные деятели отец и сын Голицыны, путешественник Пржевальский, физик, нобелевский лауреат Черенков. В городе бывали поэты Державин, Жуковский, художник Васильев, композитор Рахманинов, писатели Терпигорев, Левитов, Эртель, Подьячев, Бунин, Пришвин, Сергеев-Ценский, Серафимович. Здесь Довженко снимал свой фильм о Мичурине.

 

Сейчас в Мичуринске – втором по значению городе Тамбовской области – проживает сто десять тысяч жителей. А сколько народу ежедневно встречает и провожает он! Мичуринск – перекресток интенсивных железных дорог. Верно, среди проезжающих или приезжающих, тех, кто взглядом из вагонного окна окинет красивое вокзальное здание или же сходит на перрон, есть и такие пассажиры, кого после будут вспоминать как фигуры выдающиеся.

 

Но ведь не только, и даже не столько, выдающимися людьми держится жизнь. Мичурину дано было создать свои неповторимые яблони и вишни, но, чтобы яблоневые, вишневые сады возрождались, приносили плоды и сегодня, нужны трудолюбивые, созидательные, пусть и безвестные люди.И когда проезжаешь по весне через Мичуринск, через цветущий яблоневыми, вишневыми садами Черноземный край, им-то прежде всего и говоришь мысленное «спасибо».

Виктор Будаков

Ссылка на материал: | http://www.gudok.ru/zdr/167/?ID=585776

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

© ОАО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/