10 декабря 2018 08:05

Серый рынок

Перемещение конкурсов из регионов привело в аутсорсинг на ЮВЖД безответственных людей

Аутсорсинг как форма выполнения сторонними организациями работ и услуг, не связанных напрямую с деятельностью железной дороги, появился на российских магистралях в самом начале их реформирования.
Тогда же за пределами дороги оказались такие профессии, как уборщики служебных и производственных помещений, маляры, столяры, операторы стиральных машин, горничные, дежурные в домах отдыха локомотивных бригад…

В Лискинском регионе на первом этапе было выведено в аутсорсинг около тысячи бывших железнодорожников. Без сохранения каких-либо железнодорожных льгот. Этих людей приняли созданные в регионах ЮВЖД аутсорсинговые фирмы, которые стали работать по договорам на оказание услуг с ещё существовавшими отделениями дороги.

С образованием юго-восточных дирекций их руководители почему-то проигнорировали рекомендации вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, что «при проведении тендеров предпочтения необходимо отдавать аутсорсерам, зарекомендовавшим себя добросовестными партнёрами дороги, а не тем, кто предлагает лишь лучшие условия».

Притирка к магистрали нового дела шла сложно. В немалой степени и потому, что заказчики-дирекции, задерживая расчёты за выполненные работы не давали возможности партнёрам из аутсорсинга видеть перспективу и развиваться.

К тому же, при окончании сроков действия заключённых договоров наши дирекции-заказчики, кивая на Москву, не спешили проводить новые тендеры или пролонгировать договоры на оказание услуг аутсорсеров.

В таких условиях последним ничего не оставалось делать, как сокращать до минимума штаты своих работников. Напомню – бывших железнодорожников. Та же «Криста», имевшая даже свою профсоюзную организацию в составе Дорпрофжел на ЮВЖД, за восемь лет работы на рынке аутсорсинга в Лискинском регионе «похудела» с 600 человек до 350. А ртищевский «Комфорт-Плюс» вообще приказал долго жить…

Перемещение конкурсов из регионов открыло лазейку для фирм с «серыми» зарплатами, которые, выиграв конкурс на дороге, отдают работу в субподряд местным аутсорсерам на кабальных условиях. Сейчас уборка одного квадратного метра на ЮВЖД составляет четыре-девять рублей (такая же цена была и в 2005 – 2012 годах). И все аутсорсинговые фирмы на ЮВЖД с нетерпением ожидают результатов проведённого в Москве тендера (почему-то единым лотом для всей нашей дороги) с ценой за один квадратный метр в 33 рубля, на который ни одна местная фирма не попала из-за «несоответствия» требованиям. Опять их ждут лишь крохи субподряда?

И под какие фирмы из конкурсной документации было исключено требование к претендентам оказывать услуги непосредственно, без передачи их на субподряд, и иметь офисы фирм с телефонами в регионе их деятельности? Кто защитит региональных тружениц от беспредела? Нет профсоюза, и каждый работник – сам себе воин без доспехов. Вот и идут никем не защищённые «воины» в редакцию газеты «Вперёд» в надежде с нашей помощью добиться справедливости.

…Вера Полякова, Надежда Шепелева, Ольга Олиферчук, Вера Колесникова и ещё четыре их напарницы до прошлого декабря беспроблемно работали в ООО «Юго-Восток Сервис» – добросовестно убирали пригородный вокзал в Лисках, день в день получали зарплату, оговорённую в трудовых договорах. Мастер фирмы бесперебойно снабжала их спецодеждой, инвентарём, моющими средствами, проводила инструктажи по ТБ, вела табель учёта рабочего времени, контролировала качество выполненных работ. Так бы уверенно и трудиться женщинам до уже недалёких пенсий, если бы…

Рассказывают: «В январе нас вместе с конкурсом на уборку пригородного вокзала в Лисках «выиграла» московская фирма, ни названия, ни адреса которой мы не знаем. За восемь месяцев никто из наших новых работодателей в Лисках ни разу не появился, трудовые договоры с нами не заключал – вот даже трудовые книжки у нас на руках».

Тем не менее женщины продолжали выполнять свою работу. Без мастера и бригадира. Без инструктажей по технике безопасности. Без табелей учёта их рабочего времени. Без моющих и дезинфицирующих средств. Уборочный инвентарь приносили из дома. Зарплату им платили… по очереди – каждой с задержкой по три месяца – и весьма оригинальным способом. На почту по месту жительства каждой присылали до востребования не банковские, а… разовые бонусные пластиковые карточки с названиями банков, филиалов которых в Лисках отродясь не бывало. Активирования бонусных карт ждали по две и более недели. Часть присланной суммы «съедали» проценты непрофильного банка.

Вера Полякова свои восемь тысяч последний раз получила… в мае. Заплатила за «коммуналку», тысячу проездила на электричке от дома на станции Пухово до работы в Лисках. «На что мне дальше жить?», – спрашивает безысходно.

Задать бы этот вопрос фирмам, которые присылали пластиковые «бонусы». ЗАО «Кадровые резервы», улица Академика Королёва, дом 8а – значится на одном конверте. На другом: ООО «Эталон», улица Полярная, дом 30. Сын Ольги Олиферчук живёт в Москве на… той самой Полярной. Проверил: никаким «Эталоном» по указанному адресу и не пахло – частная квартира.

И ещё возмущаются женщины: убирают, мол, 11 тысяч квадратных метров вокзальной площади плюс кабинеты да туалеты, а указывают для оплаты шесть тысяч «квадратов». Вокзальное руководство ещё заставляет и окна мыть, и с улицы убирать. Это с чего же руководители стали командовать не своими подчинёнными? Да ещё и без инструктажей по ТБ?

Лискинская транспортная прокуратура заинтересовалась проблемами уборщиц: помощник транспортного прокурора Светлана Чеканова начала проверку законности использования и оплаты их труда.

Вере Поляковой до пенсии осталось пять месяцев, а Ольге Олиферчук и того меньше – месяц. Предпенсионного возраста и их напарницы. Какие пенсии им начислят, если без трудового договора и записей в трудовых книжках женщины фактически безработные?

В конце августа в Лисках появился молодой человек, назвавшийся Александром Ченючиным – менеджером отдела сервисного обслуживания ЗАО «Фасилити систем», которая якобы выиграла конкурс на уборку пригородных вокзалов ЮВЖД. На предложение нашего корреспондента присутствовать на собрании с уборщицами отреагировал эмоционально: «Мне будет неприятно ваше присутствие».

Полуторачасовой разговор менеджера с уборщицами ни на один из их вопросов конкретного ответа не дал. «Мне поручено лишь разобраться в ситуации», – так объяснил Александр Николаевич цель своего визита.

Я же, дождавшись окончания бесплодного собрания, задал Александру Николаевичу вопросы, волнующие женщин. Ответы получил такие: в течение двух недель погасятся задолженности по зарплатам, в сентябре (?) заключатся договоры с работниками и будет назначен мастер-инструктор.

Мне же с трудом поверилось в эти обещания – слишком «сер», непрозрачен рынок аутсорсинга на дороге.

P.S. Пока материал готовился к печати, я попытался связаться с Александром Ченючиным, чтобы напомнить ему о всё ещё невыполненных обещаниях. Однако заученный голос автоответчика отшил меня заверением, что набранный мною абонент не обслуживается оператором. А тем временем в Лисках побывал очередной столичный представитель ЗАО «Фасилити системс» – Тимур Шакиров. Снова обещал погасить задолженность по зарплате, заключить трудовые соглашения, снабдить уборщиц моющими средствами, инвентарём. Но всё это пока остаётся лишь обещаниями.

…Истёк «установленный законом срок» для ответа Госинспекции труда по городу Москве на письмо Лискинской транспортной прокуратуры, но заявители так и не дождались результатов проверки по своему обращению. И всё ещё верят женщины-уборщицы, что только наша публикация об их бедах поможет им получить долгожданную зарплату и не потерять работу.
Николай Кардашов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31