19 ноября 2018 03:30

Душа моя, Поворино

Может быть, и не сразу, но после первых двух-трех командировок в Поворино я влюбился навсегда в славный город железнодорожников. Случилось это в самом начале семидесятых годов прошлого века, то есть после моего прихода в редакцию дорожной газеты «Вперёд». Редактором тогда был замечательный человек Михаил Захарович Шишлянников. Главная его черта как руководителя – учитывать творческие возможности каждого сотрудника и давать ему шанс целиком и полностью раскрыться в публикациях.

Может быть, и не сразу, но после первых двух-трех командировок в Поворино я влюбился навсегда в славный город железнодорожников. Случилось это в самом начале семидесятых годов прошлого века, то есть после моего прихода в редакцию дорожной газеты «Вперёд».

 

Редактором тогда был замечательный человек Михаил Захарович Шишлянников. Главная его черта как руководителя – учитывать творческие возможности каждого сотрудника и давать ему шанс целиком и полностью раскрыться в публикациях. А я всегда был склонен к некоторой романтизации и влюбленности в людей, тех, кто трудится, не покладая рук.

Поведал Михаилу Захаровичу:

– Как сто лет назад пролегла в Поворино железная дорога, так и стали возникать первые династии. Народ там особенный. У людей уже в генах заложено уважение к рельсам да локомотивам, вагонам да вокзалам. Спросите у нынешних  Воронковых, Повориных, Козленковых, Шаровых – они вам буквально всю историю железнодорожного узла воссоздадут на примере собственной семьи. Можно ли почаще  ездить к этим интереснейшим людям?

Редактор рассудил справедливо:

– Дорога большая, но три-четыре раза в год постараюсь тебя посылать в Поворино.

И стала моя любовь материализовываться в заметки и очерки, репортажи и корреспонденции с этого крупного и важного участка Лискинского отделения. В то время, надо сказать, еще не все  ветераны ушли на пенсию – из числа тех железнодорожников, которые помнили, что здесь дотоле было Поворинское отделение Юго-Восточной. Даже филиал железнодорожного техникума действовал. Работали еще и многие участники Великой Отечественной, те же паровозники, водившие под бомбами воинов и технику в Сталинград.

 

С радостью бросился я к этим «старичкам». Они немало порассказали и о прошедшей войне, и о послевоенных делах-заботах. Оказывается, газету «Вперёд» тут чтили всегда и надеялись на ее помощь. «Старички» вспомнили, например, что в пятидесятые годы широко развернулось движение пятисотников. В Отрожке это дело хорошо пошло, а поворинские паровозники начинание подхватили.

Но и более молодые железнодорожники оказались очень интересными собеседниками. Можно сказать, приятельские отношения установились у меня с машинистом,  моим ровесником – Виктором Семеновичем Шебордаевым. Он был орденоносцем, а позже стал единственным на узле Героем Социалистического Труда. Рано остался без родителей. Спасибо бабушке и дедушке, которые поддержали и обогрели, но с 13-14 лет мальчик взялся за настоящий  труд. Впоследствии Виктор Семенович стал очень грамотным и умелым локомотивщиком. Дисциплина (и служебная, и бытовая) – образцовые. Доброе дело всегда первый поддержит. Стали его отмечать, награждать.

 

Не зазнавался, но когда у него уже было несколько орденов и звезда Героя, как-то с глазу на глаз откровенно поведал мне:

– Знаешь, не всем в депо нравится, что меня то и дело отрывают от локомотива. То в Москву на съезды, конференции, то в Воронеж, то в Лиски. В президиумах я со своей звездой должен сидеть, пару слов порой сказать. А я больше конкретную работу машиниста люблю.

Сочувствовал я Герою, но такое было время в начале восьмидесятых годов. А после 50 лет  от роду Шебордаев напросился в мастера производственного обучения в Поворинское техническое училище, умело, можно сказать, по-отечески пестовал будущих  помощников машинистов, блестяще организовывал их практику в родном депо. Не любить такого  человека было нельзя: труженик  на работе и дома (сам проводил газ), заботливый муж (у жены здоровье слабоватым оказалось), хороший отец, доброжелательный, независтливый. Но, видно, сердце надорвал – себя в труде не жалел. Для меня его еще довольно ранняя смерть была  личной бедой…

 

Раз уж с Героя начались мои воспоминания, никак нельзя не упомянуть о дважды Герое Советского Союза, генерале Алексее Прохорове. Шел я как-то по обширной территории вагонного депо, а навстречу – высокий, стройный авиационный генерал в окружении молодых железнодорожников. Большой друг земляков, родившийся в селе Рождественском, буквально рядом с Поворино, он часто бывал на родине, организовывал спортивные соревнования, патриотические мероприятия, встречи с молодежью.

Как и о Шебордаеве, с особым почтением я писал о нем в родной газете. Воевал он на знаменитых штурмовиках – «ИЛах» воронежского производства. В основном, под Ленинградом, когда тот был в кошмарной блокаде, потом в Прибалтике, в Восточной Пруссии. Совершил 238 боевых вылетов, лично уничтожил десятки танков, орудий, автомашин, наступающую пехоту фашистов утюжил. Гвардии капитан прославленного 15 штурмового полка, командир эскадрильи. После войны окончил академию, а потом и сам в ней преподавал. Был в хороших, приятельских отношениях  с начальником вагонного депо Поворино Николаем Сергеевичем Бойко. Дважды Герой считал и вагонное, и локомотивное депо самыми  близкими для себя коллективами.

 

А Бойко – это же легендарная личность! Самородок – из самой  гущи рабоче-крестьянской, из бедных, но честных трудяг. Окончил железнодорожный техникум в Отрожке. Бог наделил его незаурядными организаторскими способностями, деловой хитринкой, неистощимым юмором, глубочайшей  памятью.

Много лет – главный поворинский вагонник. При нем депо так преобразилось, что, можно сказать, из карлика в великана выросло. Один новый колесно-роликовый цех чего стоил! А сколько бытовых, административных зданий! Не знаю другого такого руководителя отдельного предприятия, который возвел бы столько жилья для своих рабочих. Целый жилой городок вырос – со всеми удобствами (семейные с детьми по три комнаты сразу получали, бесплатно, конечно).

 

А знаменитый на всю дорогу птицецех! В прекрасных современных зданиях, с новейшим оборудованием выращивались десятки тысяч кур. Надо сказать, время требовало организацию подсобных хозяйств. Важно подчеркнуть, перед развалом Советского Союза создалось странное положение: все предприятия сельского хозяйства работали, безработицы на селе не наблюдалось, а продуктов в магазине днем с огнем не сыскать. Кушать-то надо каждый день, столовая в депо на полном ходу! И вот Николай Сергеевич буквально на голом месте создал птицецех и снабжал замечательным диетическим мясом и свое депо, и многих на дороге. Это вам не  какие-то резиновые ножки Буша, а мясо, тающее во рту!

 

С удовольствием рассказывала наша газета об одаренных поворинцах. В частности, в локомотивном депо много лет работал слесарь Василий Иванович Новиков, в детстве переживший блокаду в городе на Неве. Писал стихи, сказки, был мастером по металлоскульптуре.

А в вагонном депо десятки лет шла трудовая деятельность Николая Васильевича Николаева, внештатного корреспондента газеты. На выборных должностях себя успешно проявил мастером по обучению, оказался умелым, заботливым. И также писал хорошие стихи, сочинил даже поэму! Пел хорошо, был, что называется, душой компании.

В списке талантливых людей – движенец Иван Иванович Лысенко. Он избирался первым секретарем Поворинского райкома КПСС. Потом стал главным ревизором по безопасности, заместителем начальника ЮВЖД.

 

Хотелось бы назвать еще одного человека, который на высокие посты избирался (и сейчас избирается!). Это – директор  железнодорожной школы Галина Васильевна Каменева. Замечательный филолог, организатор, хозяйственник, воспитатель нескольких поколений поворинцев. Энергичная, неутомимая, поднимавшая на добрые дела и своих учеников, и уже взрослых земляков.

Считаю своим долгом сказать уважительные слова о корреспонденте газеты «Вперёд» по Лискинскому узлу Людмиле Ездаковой. Она тоже нередко бывала здесь и являлась как бы ходатаем за поворинцев перед руководством Лискинского отделения. Но это не мешало ей и критические статьи писать, когда того требовали правда и справедливость.

В 70-90-е годы было принято проводить разные редакционные рейды – скажем, по состоянию узловых общежитий. Помнится, критику в своей статье я обосновал документально. Кое-кто из руководителей узла даже обиделся на меня, но пришлось продолжить тему и добиваться улучшения положения для жильцов «общего» дома.

 

Проводился рейд по очистным сооружениям. Одно время руководство локомотивного депо запустило этот важнейший производственно-экологический участок. Сколько километров пройдено, сколько интервью было взято непосредственно на рабочих местах! Редакция поспособствовала тому, чтобы очистные сооружения все-таки были достроены!

Поворино росло на глазах. Большая заслуга в этом рабочих железнодорожного СМП-183. Много я писал о каменщиках, штукатурах, малярах, сантехниках, механизаторах. И еще бы писал, но главную строку в историю родного города вписали они сами своим трудом и талантом. Целые кварталы жилья и цеха в депо, столовые и хлебозавод, детсады и больница, магазины и вокзал. Все было построено железнодорожниками! Счастья вам и благополучия, дорогие поворинцы.

 

Валентин Юдин,

почетный ветеран ЮВЖД

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30