24 января 2019 05:24

Событие века

Открытие Козловско-Воронежской железной дороги глазами журналистов XIX столетия

Оно оперативно освещалось в периодической печати того времени. Удалось найти несколько публикаций в 3 петербургских, 1 московском и 3 воронежских изданиях.
Первоначально воронежская пресса описала открытие дороги достаточно коротко и сухо, но затем в одной из газет вышло 3 больших статьи, изложивших материалы столичных коллег с комментариями.

Описание условно можно разделить на 3 части: поездка, характеристика новой железной дороги, торжества в Воронеже.



* * *

Для доставки гостей в Воронеж строителем дороги Поляковым был организован специальный поезд из Санкт-Петербурга, получивший категорию «экстренный» и состоявший из вагонов 1-го класса, который отправился в субботу, 27 января. Из столицы были приглашены около 80 человек, но поехали только 18 – в основном «представители административного мира» и корреспонденты 3 изданий.

В пути до Москвы за счёт организаторов поездки им было предложено несколько обедов, в промежутке между которыми корреспонденты «выглядели весело», занимались «карточной игрой и болтовнёй о будущности России и бывших морозах». Один из них написал: «Будущность России, как всякая будущность, ещё впереди; зато морозы оставили о себе, особенно у служащих при дорогах, воспоминания прочные. Замёрз 1 машинист; на Валдайской возвышенности поезда останавливались, иногда не доезжая станции; пассажиров приходилось перетаскивать на станцию с опасностью заморозить по дороге».

В Москве около 12 часов дня поезд встречал сам Поляков – «еврей и очень молодой ещё человек, лет под 30». Отмечается, что за 5 лет он сумел выстроить карьеру, начав с подрядов в размере 600 руб. и достигнув на строящихся им в тот момент 2 железных дорогах суммы более 20 млн. «Поляков принял на себя всю, без исключения, организацию предприятия и само сооружение дороги».

Через 2 часа пребывания в Москве в поезд подсели около 100 человек, в том числе ещё 3 журналиста, и он отправился дальше по Московско-Рязанской и Рязанско-Козловской дорогам.

Ночью в Рязани появились новые пассажиры. Время вновь коротали за разговорами. На этот раз обсуждали земство и судебную реформу.

В 7 часов утра (у другого корреспондента – в 9) прибыли на станцию Козлов. Железнодорожное сообщение с городом открылось всего за полтора года до описываемого времени, поэтому интересна зарисовка увиденного: «Около станции целыми горами навалены кули с мукою, под сараями и под твердью небесной. Мы порадовались за мужиков, которых впихивал тут же в вагон 3-го класса довольно энергично, с помощью слов и кулаков, какой-то офицер».

На расположенной через 2 версты станции (сейчас это Мичуринск-Воронежский) гостей ждал украшенный флагами состав новой дороги.

Прошли торжества с «окроплением освящённою водой здания и вагонов». Играл военный оркестр. Погода способствовала праздничному настроению – ярко светило солнце, был небольшой морозец.

Торжественные встречи повторялись на всех станциях пути, хотя и не так помпезно, с отпечатком того, что это «первая железная дорога, которая врезалась так глубоко вовнутрь России».

Журналисты писали, что «густые толпы крестьян, с бедными иконами и хоругвиями, вынесенными из ближайших сельских церквей» на первый поезд смотрели с любопытством, но «как-то боязливо, из-за угла».

Во многих репортажах подчёркивалось, что поезд шёл по степным просторам. Например, один из авторов поделился наблюдением: «Вблизи дороги, среди снежных полей, виднелись деревни, которые своим видом тоже давали знать, что мы в степи, где недостаток строительного материала заставляет прибегать к мазанкам из глины. Чёрные свиты на крестьянах говорили нам, что мы от Москвы находимся уже довольно далеко».

Привлекло внимание упоминание степи. Ведь, когда сегодня едешь по маршруту Мичуринск – Воронеж, этих «степей» не замечаешь. Многое изменилось в окрестной природе за 150 лет.

В начале 60-х годов прошлого столетия зимой от Грязей до Мичуринска вдоль пути стояли деревянные щиты снегозадержания, а лесозащитные полосы выросли позже. В середине 60-х во время летней школьной практики нас возили на прополку молодых берёзовых посадок вокруг окрестных совхозных полей. Тогда же мы ездили на электричке за 20 км от Грязей в сторону Воронежа в соснячок, ряды которого уходили далеко от железной дороги и тянулись вдоль неё от одной остановочной площадки к другой. Сегодня там полноценный хвойный лес, а поля расчерчены на строгие прямоугольники многими км высоких деревьев. Да, представить себе безлесые степи вокруг уже сложно. Но именно по ним, по водоразделу рек и была проложена железная дорога.

Корреспонденты отметили, что новые станции построены красиво и добротно, хотя отделочные работы на них ещё не были завершены; что станция Графская названа в честь графа Ивана Матвеевича Толстого,«наиболее содействовавшего построению новой дороги», а станция Сомовская – «в честь Сомова, губернского предводителя дворянства и председателя Воронежской губернской земской управы».

Сочно описаны окрестности Воронежа: «Дорога идёт по косогору, у подошвы которого протекает Воронеж, поросший камышом. Налево виднеются несколько деревень, очень живописно расположенных, и на минуту показывается сам город; затем он скрывается за горою, на которой стоит. Мы переезжаем длинный мост, ещё не совсем доконченный, переезжаем насыпь через архиерейский овраг в 13,5 сажени* глубины, мимо троицкой рощи, в которой виднеется архиерейская дача, – тут жил в прошлом столетии последний из крымских Гиреев. Мы быстро начинаем подниматься в гору: внизу, в оврагах, среди садов, беспорядочно расположенных, живописно выглядывают выбеленные хаты; затем мы входим в открытый туннель, прорытый в горе. Над нами, в краях его, стоят группами ликующие горожане и кричат «ура»; мальчишки пускаются в запуски с паровозом к самому краю оврага, рискуя поскользнуться и упасть с высоты к рельсам. Наконец мы выезжаем на ровную местность и останавливаемся у станции, построенной возле богоугодных заведений. Толпы горожан кричат «ура», музыка что-то играет, и мы стремимся в здание станции, где начат уже молебен. Лица горожан сияют от удовольствия».

* 13,5 сажени = 29 м
Виктор Вакуленко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31