11 декабря 2018 10:50
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: ЮВ ЦНТИБ

Ключевая задача сотрудников технических библиотек

Повышение эффективности деятельности – один из приоритетов в работе проводников профессиональных знаний технических библиотек дороги.
foto2-2.jpgМарина Варсан, заместитель начальника Юго-Восточного центра научно-технической информации и библиотек по библиотечной работе

– Марина Павловна, на днях состоялся VII дорожный семинар работников библиотек. Не могли бы вы привести подробности относительно возглавляемой вами образовательной площадки, объединяющей представителей железнодорожных профессий?

– В настоящее время сеть технических библиотек Юго-Восточной железной дороги включает в себя 17 библиотек: научно-техническую библиотеку управления ЮВЖД и 16 линейных. Суммарный библиотечный фонд насчитывает 340 тыс. единиц хранения, из них 70% – технической железнодорожной литературы.

В I полугодии 2018-го библиотеки обслужили более 17 тыс. работников на полигоне магистрали.

В наших собраниях можно без труда найти литературу самого разнообразного профессионального профиля, которая необходима каждому специалисту для повышения квалификации и мастерства.

Следует отметить, что дорожная научно-техническая библиотека использует современные информационно-коммуникационные технологии для удалённого обслуживания работников дороги. А совсем недавно ДНТБ вышла и в социальные сети с целью охватить библиотечно-информационным обслуживанием тех юговосточников, у которых нет доступа в корпоративную сеть «РЖД».

– Какова была тема VII семинара работников библиотек? С какой целью они проводятся?

– VII дорожный семинар работников библиотек на тему: «Повышение эффективности деятельности технических библиотек» прошёл на базе Елецкого подразделения Юго-Восточного учебного центра профессиональных квалификаций. В нём приняли участие не только работники технических библиотек ЮВ ЦНТИБ, но и учебных библиотек ЮВ УЦПК, а также главные инженеры структурных подразделений Елецкого железнодорожного узла и специалисты по технической учёбе.

Дорожные семинары для работников библиотек проводятся с 2011 года и ставят целью повышение профессионального уровня библиотекарей и обмен передовым опытом работы по библиотечно-информационному обслуживанию.

– Мероприятие проходило в течение двух дней. Что удалось сделать участникам за сравнительно короткое время? Что запомнилось больше всего?

– Уже первый день задал хороший тон. Он был насыщен мероприятиями, направленными на близкое знакомство с деятельностью железнодорожных предприятий и историей Елецкого узла.

Участники познакомились с работой восстановительного поезда станции Елец и реализацией программы проектов бережливого производства в Юго-Восточной дирекции аварийно-восстановительных средств. В ЮВ ДАВС идеологией улучшений охвачены не только авторы перспективных разработок, но и члены групп технического творчества. Не так давно, участвуя в дорожном смотре-конкурсе изобретений и рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД»-2018», дирекция стала обладателем двух номинаций.

Участники семинара побывали также на станции Елец, в центре управления сортировочным парком, где узнали о пилотном проекте горочной автоматизации. Автоматизация позволила исключить ручной труд при сортировке вагонов, вывести людей из опасных зон, повысить производительность труда и увеличить перерабатывающую способность горочного комплекса.

Кроме того, мы посетили музей одного из старейших на ЮВЖД локомотивных депо, побывали в Елецкой технической библиотеке и на экскурсии в исторической части города.

– Как можно понять, во второй день под сводами Елецкого подразделения ЮВ УЦПК развернулись не менее любопытные события?

– Действительно. День начался с совещания, на котором обсуждалось взаимодействие библиотек и предприятий в целях реализации научно-технической политики компании.

Совещание возглавил заместитель главного инженера ЮВЖД Владимир Репалов. Он рассказал об основных изменениях, происходящих на предприятиях узла, проекте по перевооружению сервисного локомотивного депо Елец, участии в инновации по электрификации участка Ожерелье – Узловая – Елец для его специализации под пассажирское движение, включая южный ход.

Участники посмотрели видеоролик о технических библиотеках дороги, а также буктрейлеры о книгах из редкого фонда ДНТБ, получили рекомендательный список литературы для главных инженеров.

Затем главный библиотекарь Светлана Масалова выступила с докладом, посвящённым организации информационного обслуживания по целевым группам пользователей.

Семинар продолжился учебными занятиями, направленными на повышение уровня знаний и компетенций библиотекарей.

Среди тем значились: «Новые правила библиографического описания в АБИС ИРБИС» (Елена Доровская); «Как профессионально подготовить презентацию в Power Point» (Елена Тюхина); «Использование внешних ресурсов в справочно-библиографическом обслуживании пользователей» (Ирина Лядова); «Использование облачных технологий в работе библиотек» (Владислав Судаков).

Опыт подготовки и проведения массового культурно-просветительского мероприятия патриотической направленности для молодёжи представила библиотекарь из Лисок Елена Рязанцева.

– Какую тему для доклада выбрали вы?

– Я сделала доклад на тему: «Процессный подход в библиотеке».

Сегодня, являясь основополагающей базой для развития библиотечной технологии, процессный подход существенно меняет традиционное восприятие библиотеки, формирует новую терминологическую систему. В конечном итоге создаёт новое представление об управлении библиотекой и новую систему приоритетов её деятельности. Поэтому первоочередная задача при внедрении процессного подхода – сформировать новое мышление сотрудников.

Помимо этого, в своём выступлении я говорила о важности лидерства главных инженеров и других руководителей именно в вопросах пропаганды научно-технических знаний в коллективах.

И ещё интересный момент, о котором не могу не упомянуть. После совещания я подарила Владимиру Репалову книгу Бориса Лапидуса «Железнодорожный бизнес: как встать на главный путь». Оказалось, что в своё время заместитель главного инженера ЮВЖД учился у известного профессора МИИТа Бориса Лапидуса. Так что подарок получился вдвойне приятным.

– Какие впечатления в целом остались у вас от поездки и общения с коллегами?

– Хотелось бы высказать слова сердечной благодарности начальнику Елецкого подразделения ЮВ УЦПК Сергею Холину за радушный приём в стенах учебного заведения, начальнику восстановительного поезда станции Елец Александру Пономарёву за детальную экскурсию по его предприятию и доклад о проектах бережливого производства, внедрённых в ЮВ ДАВС. Наша особая признательность – главному инженеру станции Елец Юрию Гридчину и хранителю музея локомотивного депо Александру Пятину за увлекательные экскурсии и беседы, приуроченные к 150-летней истории Елецкого узла.

На полигоне Юго-Восточной железной дороги изо дня в день продолжается деятельность по техническому развитию, внедрению новой техники и передовых технологий. В этой области заметная роль отведена сотрудникам технических библиотек, направленная на своевременное и качественное обеспечение руководителей и специалистов всех уровней необходимой научно-технической информацией.
Беседовал Виктор Минаков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31