10 декабря 2018 20:07
фото: из архива газеты «Вперёд»

Не хлебом единым

Восстановление разрушенного хозяйства Юго-Восточной железной дороги включало и «духовную составляющую».
Речь о деятельности библиотек, работе по так называемой технической пропаганде на железнодорожном транспорте.

В номере за 6 июля 2018 года («На мирные рельсы») приведён ряд фактов, связанных с событиями 75-летней давности, когда на освобождённые от немецко-фашистских захватчиков участки дороги возвратились её сотрудники и, невзирая на нехватку рабочих рук и материальных ресурсов, взялись за обустройство своего разрушенного дома. Среди проблем, которые следовало решать в оперативном порядке, значился вопрос о функционировании сети дорожных библиотек.

Свидетельство тому – приказ № 114 от 31 марта 1943 года «Об улучшении технической пропаганды на Юго-Восточной железной дороге», подписанный начальником ЮВЖД Феодосием Ткаченко и начальником политотдела Гарегином Караковым. Документ хранится в дорожном архиве. Он проливает свет на малоизвестные эпизоды истории дорожно-технической библиотеки – «хранилища мудрости», созданного не только для накапливания произведений печати и письменности, но и обеспечения доступности духовных богатств всем железнодорожникам, желающим получить знания, идти в ногу со временем.

Приказ не давал времени на раскачку и раздумья. Уже через полтора месяца, к 15 мая 1943 года, следовало возобновить деятельность Дома техники и дорожной технической библиотеки, считая их самостоятельными административно-хозяйственными единицами, состоящими на «госбюджете, в ведении Отдела кадров управления дороги». На ДДТ возлагалось организационно-методическое руководство всеми техническими кабинетами, на ДТБ – техническими и учебными библиотеками.

Данные учреждения культуры организовывались во многих точках ЮВЖД. В их число входили основные паровозные депо: Глубокая, Россошь, Лиски, Сталинград, Каменоломная, Арчеда, Сарепта, Морозовская, Камышин, Сулин, Отрожка, Грязи. Не были забыты вагонные депо: Лихая, Морозовская, Россошь, Лиски, Балашов и другие (всего 12 предприятий). И внеклассные станции: Лиски, Лихая, Сталинград, Поворино и др. (всего – восемь). Помимо этого, свои двери перед железнодорожниками должны были распахнуть линейные технические библиотеки на станциях Арчеда, Сталинград, Морозовская, Лихая и др. (10 предприятий).

Сеть библиотек на ЮВЖД насчитывала три десятка организаций!

О возлагаемых на них задачах можно узнать из заключительной части приказа:

«Техническим кабинетам и библиотекам организованно проводить пропаганду железнодорожной техники, стахановско-лунинских методов работы, главным образом среди новых кадров дороги, уделяя главное внимание вопросам пропаганды скоростных методов восстановления нормальной деятельности дороги, показ передовых стахановско-лунинских методов образцов работы по восстановлению и эксплуатационной работе».

Строя мирную жизнь после изгнания немецко-фашистских захватчиков, руководство ЮВЖД старалось повысить интеллектуальный уровень сотрудников, обогатить их новыми знаниями, сделать профессионалов своего дела.

Следует отметить, что в литературно-политическом журнале «Железный путь» (№ 9 за апрель 1919 года) в заметке Лобкова «К 45-летию Центральной Библиотеки Юго-Вост. Сов. жел. дор.» приводятся подробности возникновения на ЮВЖД самой первой библиотеки. Усилиями железнодорожного пролетариата (в данном случае, группы служащих Грязе-Царицынской железной дороги) библиотека была учреждена 16 марта 1874 года в Борисоглебске.

Культурный первенец представлял собой кабинет для чтения «с выпискою для него журналов, газет и книг на общие наши средства», как было сказано в соответствующем договоре служащих.

В 1893 году, после слияния Грязе-Царицынской и Козлово-Воронежско-Ростовской линии в Общество Юго-Восточных железных дорог, библиотека сменила место прописки на Воронеж.

В настоящее время дорожная научно-техническая библиотека входит в Юго-Восточный центр научно-технической информации и библиотек. В составе ДНТБ – научно-техническая библиотека управления ЮВЖД и 16 линейных библиотек. Книжный фонд насчитывает порядка 340 тыс. экземпляров изданий.
Виктор Минаков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31