24 октября 2018 03:43

Учебник для будущих инженеров

Предмет «Железнодорожное дело» предлагалось ввести в число обязательных для слушателей всех высших общеобразовательных заведений страны

В 1886 году издан учебник «Записки эксплуатации железных дорог с военными целями», составленный военным инженером подполковником Альфредом Альфредовичем фон Вендрихом.
Будущий генерал-лейтенант родился в 1845 году в семье доктора медицины и хирургии. Учился в кадетском корпусе, окончил Александровское военное училище, а в 1869 году – Николаевскую инженерную академию. Был командирован на различные должности при строительстве и эксплуатации железных дорог. В 44 года стал старшим инспектором железных дорог при Министерстве путей сообщения. Автор многочисленных книг по железнодорожной тематике.

«Записки эксплуатации железных дорог с военными целями» предназначались слушателям Николаевской инженерной академии. Вводная часть повествует о том, что железнодорожное дело должно входить не только в число обязательных предметов образования железнодорожных служащих и военных специалистов, но с ним по примеру Германии нужно знакомить и слушателей высших общеобразовательных заведений.

В первой части приводятся интересные статистические данные о состоянии железных дорог в мире и России. Их протяжённость к 1 января 1884 года составила 442 199 км, в том числе 183 186 км в Европе. Интересно то, что автор даёт величины в километрах, а не вёрстах.

В книге много данных, сведённых в таблицы, позволяющие наглядно сравнивать те или иные величины. Автор приводит статистику итогов перевозочной деятельности железных дорог в 1881 году. Исходя из его анализа, было перевезено: в мире – 1550 млн пассажиров и 807 млн тонн грузов; в Европе – 1140 млн пассажиров и 540 млн тонн грузов; в России – 37 млн пассажиров и 44 млн тонн грузов.

В Европе было 42 тыс. паровозов, 90 тыс. пассажирских и один млн товарных вагонов. В России же – 5,8 тыс. паровозов, около семи тыс. пассажирских и 116 тыс. товарных вагонов. То есть, имея четвёртую часть населения, мы обладали 7,7 % парка пассажирских и 11,6 % товарных вагонов.

Вендрих приходит к выводу, что Россия принадлежит к одному из европейских «государств со слабым обеспечением железными дорогами», поэтому в будущем ей необходимо увеличить сеть для достижения политико-экономических и стратегических целей.

Приводится в учебнике и экономический анализ деятельности железных дорог России, показывающий, что с развитием железнодорожной сети промышленность и торговля значительно сокращают непроизводительные издержки на транспортировку. Автор по принятой в мире тогда методике подсчитал, что в 1870-1881 годах Россия на этом ежегодно экономила от 43 до 154 млн руб.

Книга во многом напоминает сегодняшний «Общий курс железных дорог», хорошо знакомый тем, кто учился в учебных заведениях железнодорожного профиля. В ней описывается организация эксплуатации железных дорог в России. Отмечено, что все они – как казённые, так и частные – находятся в ведении Министерства путей сообщения. На казённых дорогах члены правления назначаются из представителей министерств. На частных избираются акционерами. Внутренняя структура управлений практически одинаковая.

Изложен общий Устав железных дорог. Интересны перечисленные требования к должностям персонала. Практически это должностные инструкции.

Есть и общие требования. «Все служащие должны быть вполне благонадёжны, вполне знакомы с поручаемым им делом и не иметь телесных недостатков, мешающих им успешно отправлять свои обязанности». Служащие набираются из числа русских подданных, владеющих русским языком. На должности, требующие технических знаний, принимаются только те, кто имеет соответствующий диплом или свидетельство о наличии таких знаний.

Работники, связанные с движением поездов, проходят предварительный осмотр врача, дающего заключение о годности к данной профессии.

Должности кондукторов, сторожей, стрелочников рекомендовано замещать уволенными в запас военнослужащими.

Приведён перечень применяемых дисциплинарных взысканий: замечание или выговор без внесения в послужной список; выговор с внесением в послужной список; денежный штраф не выше месячного оклада; временное отстранение от должности без денежного содержания или с его уменьшением; перевод на нижестоящую и ниже оплачиваемую должность; увольнение. Как видим, некоторые из них практикуются и сегодня, отдельные же существовали ещё несколько лет назад до принятия в стране Трудового кодекса.

Интересны данные о работавших на железных дорогах в России. В 1883 году персонал составлял 216 147 человек, из которых поденных работников
61 008 или 28,2 %. Поденными назывались работники, не владевшие определённой профессией, выполнявшие неквалифицированную тяжёлую работу и получавшие оплату за труд по числу отработанных дней. Из книги узнаём и то, что в 1883 году было 300 рабочих дней. Для сравнения – производственный календарь на 2018 год установил их число – 247.

Процент работников от общей численности по направлениям деятельности составлял: аппарат управления – 6 %; хозяйство пути и зданий – 40 %; телеграф – 3,6 %; хозяйство движения – 24 %; хозяйство тяги и подвижного состава – 26,2 %.

Один штатный работник в среднем зарабатывал 349 руб. в год, а поденный 238 руб. или 78 коп. в день. Заработная плата в хозяйствах в среднем составляла в год: пути и зданий – 175 руб.; телеграфа – 375 руб.; движения – 319 руб.; тяги и подвижного состава – 429 руб.

В книгу вошли «Правила движения по железным дорогам (паровозным), открытым для общественного пользования», утверждённые министром путей сообщения 18 июня 1883 года. В них определены общие обязанности работников железнодорожного транспорта, а также обязанности для конкретных должностей. Там же порядок движения поездов, порядок составления расписаний движения поездов, в том числе воинских и экстренных, количество тормозов на поездах, требования к вагонам, размещение вагонов в поезде, порядок осмотра поезда перед отправлением и в пути и т.д. – аналог сегодняшних Правил технической эксплуатации железных дорог.

Отдельные разделы дают знания, необходимые для практической работы. Они весьма разнообразны: от «Влияния величины поверхности нагрева и размера решётки на работу паровоза» до «Делопроизводства по административной, технической и хозяйственной части».

Значительная часть книги посвящена военным аспектам использования железных дорог. Целый раздел описывает накопленный опыт использования железных дорог в войнах, включающий опыт как русско-турецкой, так и гражданской войны в США.
Виктор Вакуленко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31