21 апреля 2018 05:02
фото: Виктор Минаков

Конструкторы уроков

В деле помогают новые информационные технологии

Преподаватели Юго-Восточного учебного центра профессиональных квалификаций продемонстрировали свои разработки в обучении железнодорожных кадров.
Состоялся второй этап (дорожный) смотра-конкурса профессионального педагогического мастерства преподавателей Юго-Восточного учебного центра профессиональных квалификаций в 2014 году в номинации «Лучшие педагогические практики в профессиональном обучении рабочих кадров ОАО «РЖД» по профессиям трёх хозяйств: пути и сооружений, вагонного и перевозок. Он прошёл на базе Воронежского подразделения Ю-В УЦПК.


Без конспектов

Конкурсную комиссию, которая выступила объективным арбитром в творческом состязании восьми преподавателей за звание «самого-самого», возглавил начальник службы управления персоналом ЮВЖД Анатолий Князев.

В её составе – представители ряда дирекций, служб, ревизорского аппарата железной дороги, а также Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Прежде чем пригласить участников для защиты своих педагогических достижений, Анатолий Павлович отметил традиционную составляющую мероприятия, проводимого в шестой раз.

Начиная с 2009 года, представлены 64 авторских проекта. Из них 25 вышли в заключительный этап ОАО «РЖД». Лавров победителей и лауреатов удостоились 12 юговосточников.

Хороший результат, свидетельствующий о том, что работы наших товарищей, которые апробируются на учебных занятиях с курсантами, заметны и на столичном небосклоне.

…Итак, конкурсанты не мешкая взялись за дело. Времени на всё про всё – пять минут. Нужно не только успеть поведать о своих проектах, но и оформить их по правилам корпоративного шаблона, сопроводив фото- и видеорядом, схемами, таблицами.

Первым выступил молодой преподаватель Воронежского подразделения Владимир Новиков. Он представил учебное пособие, посвящённое технологии производства путевых работ для монтёров пути второго-пятого разрядов.

В методичке изложена информация, которая может быть использована на практике, а также в ходе самоподготовки для получения более высоких квалификационных разрядов.

Удалось собрать под обложкой пособия технологию путевых работ с применением конкретных примеров их производства.

Даны сведения о применяемых при текущем содержании рельсовой колеи механизмах, инструментах, измерительных приборах.

Преимущество – материал занятия подаётся с помощью проектора. Отпала необходимость «задиктовывать конспект, что позволяет тратить больше времени на разъяснение тем, увеличить количество опросов учащихся».

Как констатировал Владимир Александрович, монтёр пути – ведущая профессия в путевом хозяйстве, и от его умения зависит успешное решение задач, которые стоят перед железнодорожным транспортом.

Качественную подготовку учебного занятия для групп путевого цикла положил в основу своего проекта преподаватель Белгородского подразделения Сергей Федосеев. Он рассказал об опыте создания и реализации в учебном процессе информационного ресурса «Конструктор учебного занятия».

Результатом работы стала технологическая карта (аналог конспекта плана урока).

Тема актуальна, такая форма планирования уроков получает распространение в учебных заведениях. Помимо этого, сегодняшнее развитие информационных средств даёт возможность преподавателям (даже находящимся в отдалении) свободно обмениваться опытом посредством электронных носителей.

По мнению Сергея Владимировича, каждое учебное занятие по своей структуре двойственно: оно индивидуально и в то же время строится на единой методической базе.

Объединить два аспекта, активизировать время подготовки преподавателя, сконцентрировать его внимание на качестве подготавливаемого материала – задача данного проекта.


Таланты и номинации

Интересным выступлением запомнилась преподаватель Воронежского подразделения Зоя Титова. Как она подчеркнула, при изучении предмета «Охрана труда» для хозяйства перевозок выделены часы на обобщение и систематизацию знаний. От того, как учащиеся усвоили десять тем предмета, зависит результат сдачи квалификационного экзамена, равно как в дальнейшем их личная безопасность на производстве.

Целью своего проекта Зоя Викторовна выбрала подготовку именно квалифицированного специалиста, способного правильно организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы их выполнения.

Чтобы придать движение различным видам «самостоятельности», необходимо широко использовать информационно-коммуникационные технологии.

Проделана работа по организации структуры урока и формированию учебно-методических элементов.

Для актуализации знаний и повторения основных понятий и определений, которые используются при изучении предмета, предлагается на выбор: блиц-опрос, интерактивное упражнение, решение проблемных задач и кроссвордов.

Нужно сказать, что комиссия расширила рамки смотра-конкурса за счёт дополнительной номинации «Лучший преподаватель Юго-Восточного учебного центра профессиональных квалификаций в 2014 году». За пальму первенства «сразились» три конкурсанта.

Критерии при выборе победителя – компетентность, инициатива, деловые качества, применение инновационных подходов, результаты итоговых аттестаций учащихся и другие.

По итогам голосования членов конкурсной комиссии победителем в данной номинации стал преподаватель Елецкого подразделения Михаил Фаустов.

Он рассказал о создании комплекта программного обеспечения для подготовки рабочих кадров в локомотивном хозяйстве по профессии «машинист тепловоза» с использованием мультимедийного оборудования и интерактивной доски.

В основной номинации победителями стали преподаватели Сергей Федосеев и Зоя Титова. Они будут представлять Юго-Восточную на третьем (общесетевом) этапе смотра-конкурса профессионального педагогического мастерства преподавателей в конце нынешнего года.
Виктор Минаков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30