Новости

5 ч
5 ч
6 ч
6 ч
7 ч
2 д

Реклама

Игорь Чирва: «В качестве конкурсных работ могут быть заявлены учебно-методические комплексы, циклы статей, результаты экспериментов и испытаний»
 

Наука и образование | Среда | 05.12.2018 | 23:36
От профессионализма преподавателей отраслевых университетов во многом зависит качество подготовки будущих железнодорожников. ОАО «РЖД» уделяет много внимания поддержке педагогических работников. На регулярной основе проводятся конкурсы, победители которых получают материальное вознаграждение для профессионального развития. Об итогах двух таких конкурсов «Гудку» рассказал заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Игорь Чирва.
Игорь Чирва: «В качестве конкурсных работ могут быть заявлены учебно-методические комплексы, циклы статей, результаты экспериментов и испытаний»
фото: Сергей Зоничев/ИД Гудок
– 30 ноября в Ростовском госуниверситете путей сообщения (РГУПС) наградили победителей двух конкурсов, организованных холдингом. Одним присудили премии за вклад в развитие отраслевого образования и науки, другим выделили гранты на развитие научно-педагогических школ в области железнодорожного транспорта. Игорь Петрович, расскажите об этих конкурсах.
– Конкурсы проводятся компанией с 2014 года. Их цель – поощрение педагогических работников, которые взаимодействуют с производством, а также развивают отраслевую науку. За время проведения конкурсных отборов на премию ОАО «РЖД» заявлены 86 работ, на получение грантов – 30. Тематика конкурсных работ различна: совершенствование локомотивного и путевого хозяйств, железнодорожной инфраструктуры, а также повышение качества подготовки специалистов и другие.

– По каким критериям присуждаются премии и предоставляются гранты? 
– Премия ОАО «РЖД» присуждается сотрудникам вузов, а также их филиалов по трём номинациям: «Выполнение научно-исследовательских работ, результаты которых внесли существенный вклад в работу ОАО «РЖД»; «Внедрение инновационных подходов и педагогических методов в практику подготовки специалистов для ОАО «РЖД»; «Особый вклад в нравственно-патриотическое воспитание молодёжи в традициях железнодорожного транспорта». 
В качестве конкурсных работ могут быть заявлены учебно-методические комплексы, циклы статей, результаты экспериментов и испытаний, отчёты о мероприятиях по популяризации железнодорожного образования и формированию положительного имиджа ОАО «РЖД» в студенческой среде. Работы должны быть выполнены не ранее чем за два года до проведения конкурсного отбора по актуальным для ОАО «РЖД» темам. Результаты работ должны способствовать совершенствованию учебного процесса, внедрению инновационных подходов в подготовку специалистов, нравственно-патриотическому воспитанию молодёжи. 
Гранты предоставляются научно-педагогическим школам – коллективам учёных (аспирантам, соискателям учёных степеней), работающим над актуальными темами в области железнодорожного транспорта. Такие коллективы создаются педагогическим работником, который готовит диссертацию на соискание учёной степени доктора наук. Под его руководством выполняются исследования для диссертации. Отмечу, что трое грантополучателей прошлых лет уже успешно защитили докторские диссертации.

– Кто принимает решение о премировании и выделении грантов?
– Претендентов на получение грантов и премий отбирают специальные комиссии ОАО «РЖД», их решения утверждаются генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД». 

– Какие проекты в этом году получили премию от ОАО «РЖД»?
– В 2018 году на получение премии были заявлены 22 коллективные работы, а победителями стали три. 
Первым лауреатом стал коллектив Сибирского госуниверситета путей сообщения (СГУПС) за разработку технологии ремонта усталостных трещин типа Т9 и Т10 в сварных пролётных строениях железнодорожных мостов. С 2016 года базовым предприятием по внедрению инновационной технологии является дистанция инженерных сооружений Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры. Технология уже доказала свою эффективность, особенно в условиях введения на сети тяжеловесного движения и подготовки инфраструктуры к пропуску вагонов с нагрузкой на ось 27 тс.
Второй лауреат премии – коллектив Уральского госуниверситета путей сообщения (УрГУПС), который представил образовательный проект «Форсайт-формирование экономических и организационно-управленческих компетенций инженеров путей сообщения при подготовке специалистов для ОАО «РЖД». Коллектив вуза провёл экспертный анализ компетенций, которыми должен обладать будущий специалист-инженер, если он работает в области экономики, управления и организации. На основе анализа был разработан кросс-дисциплинарный практико-ориентированный экономико-управленческий курс для инженеров путей сообщения.
Как показал опыт Свердловской дороги, внедрение данного проекта позволило повысить уровень подготовки студентов технических специальностей.
Третьим лауреатом премии стал коллектив филиала Самарского госуниверситета путей сообщения (СамГУПС) в Саратове, который при поддержке сектора развития и обучения персонала службы управления персоналом Приволжской дороги разработал и реализовал проект «Модульная система профориентации». 
Созданная учёными СамГУПСа инновационная организационно-структурная система профориентации «школа – техникум – вуз – работодатель» способствует повышению престижа железнодорожных специальностей, формированию личностных качеств школьников и студентов для дальнейшей работы в компании. Она также помогает обеспечить набор целевиков в железнодорожные вузы, техникумы и колледжи. 

– Каковы размеры премиальных победителей и куда они будут направлены?
– Размер премии на весь коллектив составляет 1,5 млн руб. Эти деньги должны пойти на дальнейшее развитие заявленных проектов, а также на образовательную, воспитательную, научную деятельность образовательных организаций, чьи представители победили в конкурсе. 

– Кто в итоге конкурсного отбора получил грант? 
– Претендентов на получение грантов было семеро. Победителями стали трое. 
Самое большое количество баллов экспертного жюри набрала работа доцента кафедры «Железнодорожные станции и узлы» СГУПСа Сергея Карасёва «Теория рациональной специализации линейных объектов железнодорожной инфраструктуры в перевозочном процессе». Суть его докторской диссертации – разработка методологии, способствующей повышению пропускной способности на основе технологической специализации разных уровней объектов – железнодорожных линий, станций в узлах, сортировочных устройств и парков на станциях. Предложенная им методология позволит сбалансированно развивать сеть и отдельные полигоны, а также обеспечивать прирост пропускной способности при минимизации затрат. 
Ещё один грантополучатель – доцент кафедры «Транспортные машины и триботехника» Ростовского госуниверситета путей сообщения Павел Харламов. Его диссертация посвящена разработке метода повышения силы тяги локомотива, способствующего поддержанию оптимального уровня скорости скольжения и увеличению ресурса колёсных пар за счёт снижения интенсивности изнашивания поверхности кругов катания колёс. Это сократит число операций по их восстановлению.
Третий грант присуждён доценту кафедры «Мосты» СГУПСа Андрею Яшнову, который в своей диссертации предлагает систему обеспечения транспортно-эксплуатационных показателей искусственных сооружений на основе мониторинга их технического состояния. Мониторинг позволит обоснованно планировать выполнение работ по их содержанию и ремонту для достижения требуемых транспортно-эксплуатационных показателей.
Актуальность работ грантополучателей отмечена руководством железных дорог.

– Можно ли назвать размеры грантов? 
– Грантополучатели получат по 3,5 млн руб., выплата которых будет производиться в течение трёх лет. Эти средства расходуются на подготовку докторской диссертации: оплату расходов на обучение в докторантуре, научные командировки, участие в конференциях, приобретение научной литературы и периодических изданий, публикацию и издание статей и монографий, а также на оплату получения доступа к базам данных, приобретение необходимого оборудования и материалов для проведения научно-исследовательских работ, аренду или оплату доступа к необходимому материально-техническому и лабораторному оборудованию.

– Будет ли компания в следующем году проводить конкурсные отборы на присуждение премий и грантов?
– Безусловно. Мы будем работать над повышением качества представляемых работ и совершенствовать процедуру конкурсного отбора.


Юлия Соловьева

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ